- Какие проблемы развития российского автопрома вы считаете основными на сегодняшний день?
- Чтобы развиваться, нужно выдерживать конкуренцию на внутреннем и мировом рынке. Не будешь прибыльно торговать своей продукцией, не на что будет и развиваться. Это понятно. Но вот как, за счет чего наш автопром может стать конкурентоспособным? Совсем недавно многим казалось, что он безнадежно отстал от уровня мирового автомобилестроения. Но на примере "КамАЗа", "ВАЗа", "Урала" мы видим, что наши производители способны не только выживать, но и завоевывать новые, в том числе зарубежные рынки сбыта. Значит, есть ресурсы, есть перспективы.
Раскрыть их возможно, на мой взгляд, только при условии, что будет создан единый механизм вывода отечественного автопрома из системного кризиса. Предприятия, безусловно, должны внедрять новые технологии, конструировать и выпускать современные, привлекательные модели машин, продавать их, используя гибкую ценовую политику. Государство, в свою очередь, должно срочно разработать стратегическую программу поддержки российских автопроизводителей, подкрепив ее законодательной базой.
- Стратегия - дело нужное, но долгое. А что можно сделать прямо сейчас?
- Мы просто обязаны создать равные условия на рынке для реализации импортных, прежде всего подержанных машин, и наших автомобилей. Ведь речь идет о защите экономических интересов России, о транспортной безопасности страны и, что особенно важно, - о социальном благополучии сотен тысяч рабочих и их семей. Получается, что к своим мы предъявляем строгие требования по сертификации продукции, по соответствию ее российским стандартам, а ввозить разрешаем любые автомобили, без учета специфики нашей страны. А ведь у нас и климатические условия очень сложные и разнообразные, дороги, мягко говоря, другие, масса других факторов, влияющих на эксплуатацию автомобиля.
Нужно разобраться с политикой таможенных пошлин на импортные автокомпоненты. Мало того, что, пользуясь нашей нуждой, иностранные фирмы продают их по более дорогой цене, так мы еще и сами обкладываем налогами своих производителей, которые, стремясь улучшить качество продукции, ввозят эти компоненты из-за рубежа. Нужна, очевидно, протекционистская политика по отношению к отечественным автомобилестроителям, работающим на создание конкурентоспособных моделей. Можно назвать еще ряд мер, но, повторяю, здесь необходима стратегическая программа, нужно влиять на ситуацию в целом, а не ограничиваться латанием дыр в законодательстве.
- На что сегодня стоит ориентироваться отечественным автопроизводителям в первую очередь? На создание совместных предприятий, в том числе и по производству атокомпонетнтов? Или же все-таки стоит совершенствовать собственные марки автомобилей?
- Замените в вашем вопросе предлог "или" на "и" и получите ответ. Безусловно, нам необходимо самим производить достаточное количество разнообразных качественных автомобилей. Но своими силами мы в обозримом будущем не сможем этого сделать. Да сейчас так задача и не стоит. Процессы глобализации никого не обойдут стороной. Ведь ни одно серьезное предприятие в наше время не выживет, если будет ограничивать себя внутренним рынком. Обязательно нужно создавать совместные предприятия там, где мы сегодня не в состоянии дать требуемое качество. Пользоваться передовым мировым опытом - это не стыдно, напротив, это свидетельствует о грамотном менеджменте.
Заметьте, что отечественный автопром зародился именно на зарубежном опыте и технологиях.
- Как вы относитесь к возможности запрета ввоза и эксплуатации праворульных автомобилей. Не кажется ли вам, что в случае реализации подобного запрета это может привести к повышению социальной напряженности в некоторых регионах Дальнего Востока страны?
- Любая цивилизованная страна не приветствует эксплуатацию на своих дорогах автомобилей с иным расположением руля. Считаю, что и Россия должна стоять на этих позициях. Однако простые "топорные" запреты еще никогда не приносили пользы. И не решали серьезных проблем. Скорее наоборот, создавали на их месте новые. Так называемая проблема праворульных машин возникла, на мой взгляд, во многом из-за непродуманной таможенной политики. Заманчив ведь не сам правый руль. Заманчива была сравнительно низкая цена автомобиля. Потому что таможенные пошлины на ввоз установили смехотворные. Вот их и повезли в огромном количестве, можно сказать навалом.
А ведь для наших условий, я имею в виду прежде всего- дороги (да и низкую культуру вождения нельзя не учитывать), праворульный автомобиль - это серьезный источник опасности. На наших узких дорогах обгоны совершаются, как правило, с выездом на встречную полосу. Водителю машины с правым рулем обзор дороги возможен, только когда он уже выехал на встречную полосу. Сами понимаете, сколько у него времени на маневр остается.
Тем не менее, я считаю, что ввоз машин с правым рулем нельзя запрещать. Можно, например, установить повышенные тарифы на ввоз, увеличить страховку за эксплуатацию машин - как источник повышенной опасности. Может быть, также рассмотреть особый режим использования таких автомобилей в ряде регионов, прежде всего на Дальнем Востоке. Разговоры же о социальной напряженности инициируются, мне кажется, большей частью людьми, промышляющими ввозом праворульных машин.
- На ваш взгляд, повышение таможенных ставок на ввоз подержанных иномарок является эффективной мерой для стимулирования российского автопрома. Пример 2002 года свидетельствует об обратном - российские автозаводы только подняли цены на свою продукцию, а не ее качество.
- Стратегически линия определена правильно. Только надо учитывать, что радикальные изменения происходят не так быстро, как нам хочется. Нужно закупить оборудование, спроектировать привлекательные модели, наладить производство- это все требует времени. Но самое-то главное, конечно, чтобы все усилия по производству новых автомобилей сводились к простому соотношению: качество не хуже импортных, цена - не выше. То есть политика протекционизма заключается не в том, чтобы заставить наших граждан покупать плохие, дорогие, но свои машины. А в том, чтобы дать производителям возможность играть на этом рынке в равных условиях. Вот уж как они будут играть - тут мы диктовать не в силах.
- Какие меры нетарифного регулирования могут оказать позитивное влияние на отечественный автопром? Смогут ли разрабатываемые технические регламенты, напрямую регламентирующие параметры безопасности автомобиля на всем протяжении его жизни, сыграть серьезную роль в этом вопросе?
- Частично мы уже ответили на этот вопрос. По нашим дорогам должны ездить автомобили с соответствующими этим дорогам техническими характеристиками. Причем, в разных климатических поясах, там, где условия эксплуатации существенно отличаются от, скажем, европейской части, и требования должны быть иными. Будут иностранные компании специально для нас создавать такие автомобили, очень хорошо. Но, скорее всего, на этом рынке уместнее наши машины.
- Ваши прогнозы по поводу российского рынка автомобилей. Как и чем он будет наполняться в ближайшие 5-10 лет? А если заглянуть еще дальше?
- Если нам удастся выстроить разумную государственную политику развития отечественного автопрома, мы можем рассчитывать, что отечественные автомобили смогут сохранить свою конкурентоспособность и после вступления России в ВТО. Пример "КамАЗа", который успешно конкурирует на внешних рынках с "Вольво", "Сканией" и "Мерседесом", дает для этого все основания. У наших грузовиков есть своя конкурентная ниша, в которой они могут реализовывать свои стратегические планы. Что касается легкового автопрома, где конкурентность наших моделей заведомо ниже, у него, на мой взгляд, два пути развития. Первый путь - переход к сборке на своих производственных площадях популярных иномарок. Второй путь - создание "гибридных" моделей (пример - "Шевроле-Нива"), с участием лидеров мирового автопрома. Оба пути реальны. Они способствуют сохранению рабочих мест, расширяют налоговую базу, делают российскую продукцию конкурентной. Но это не исключает и прорыва в автомобилестроении на базе отечественных разработок с участием нашей науки и передовой инженерной мысли.
Все это может случиться, повторюсь еще раз, при наличии у государства внятной и предсказуемой политики в этой области.