Но все это, что называется, пожарные меры. Сергей Оганесян пояснил, что цена бензина зависит от многих факторов, но главным все же является себестоимость сырья. Он напомнил, что стоимость российского бензина растет вместе с мировыми ценами на нефть. Основная причина этого - привязка ставки налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) к стоимости нефти на мировом рынке. Свыше 50 процентов доходов от нефти уходит в налоги. В результате у нефтяников нет достаточных средств, чтобы инвестировать их в производство и разведывание новых запасов. В отличие от советских времен, когда была 100-процентная компенсация выработанных месторождений за счет разработки новых скважин и геологоразведки, сегодня полученная нефть не компенсируется даже на 50 процентов. Поэтому в ближайшем будущем нас ожидает падение производства в нефтянке и дальнейший рост цен на горючее, прогнозирует Оганесян. И подтверждает свои выводы цифрами: за год темпы роста нефтедобычи снизились до 2,4 процента против привычных 9-10 процентов.
Чтобы бороться с подорожанием бензина на упреждение, по словам Оганесяна, в первую очередь необходимо отменить плоскую шкалу налогообложения и отвязать НДПИ от мировой цены нефти. Пока же государство "играет в одни ворота", ограничивая рост цен на бензин и повышая налоговые поступления в бюджет. Также Оганесян отметил, что для нефтяных компаний, инвестирующих в создание мощностей по переработке нефти, целесообразно введение так называемых налоговых каникул. Ведь все это "требует затрат в сотни и миллиарды долларов" и компании надо как-то стимулировать.
Говоря о других причинах дороговизны бензина, руководитель агентства отметил, что "монопольный сговор все же существует". Так как розничные цены в России зачастую не зависят от оптовых и не снижаются вместе с мировой ценой нефти. Но для противодействия этому вовсе не подходит такой "нерыночный" способ как госрегулирование. "Замораживание цен - вынужденная мера, и хорошо бы больше к ней не возвращаться", - заявил Оганесян. По его мнению, здесь необходимо ограничиться государственными интервенциями на рынке топлива в период подъема цен. Кроме того, Сергей Оганесян предложил вернуться к топливным инспекциям, которые помогут решить проблему суррогатного бензина на автозаправочных станциях. В некоторых регионах "паленое топливо" занимает до 40 процентов рынка. По его словам, инспекции должны получить право контролировать сбыт нефтепродуктов и изымать лицензии на торговлю нефтепродуктами при нарушениях соответствующих правил.
Глава Росэнерго сообщил, что сейчас его ведомством готовится пакет предложений по стабилизации цен на бензин и улучшению ситуации в нефтянке, в числе которых создание особого "нефтяного" инвестиционного фонда и развитие государственно-частного партнерства. В ближайшее время эти предложения будут переданы на рассмотрение в правительство.
В качестве прогноза на будущий год Оганесян предположил, что если принять срочные меры, то "цену топлива вполне можно держать на уровне инфляции". Но напомнил, что по прогнозу главы "ЛУКОЙЛа", в 2006 году цены на бензин могут повыситься на 11 процентов.