02.12.2005 03:30
В мире

Француженке "сделали" новое лицо

Впервые в мире французские хирурги пересадили пациентке часть лица с мертвого донора
Текст:  Николай Паклин (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3941)
Читать на сайте RG.RU

Лицо этой несчастной в мае нынешнего года было изуродовано собаками, которые откусили ей полностью губы и часть носа. Врачи решились на пересадку, когда в амьенскую клинику из соседнего города Лилль были доставлены части лица скончавшейся от кровоизлияния в мозг женщины. Времени на пересадку у хирургов оставалось в обрез. Риск был велик, в том числе психологического порядка: новое лицо должно было сохранить прежние черты.

Уникальная операция проходила под руководством профессоров Жана-Мишеля Дюбернара и Бернара Девошелля. Ж.-М. Дюбернар работает в клинике Лиона. Он впервые в мировой практике в 1998 году "пришил" пациенту "чужую" руку, а два года спустя произвел двойную пересадку рук.

По мнению хирургов, операция в Амьене удалась. Этому способствовало и то, что основные мышцы лица пациентки не были повреждены. Поэтому пересадку лица правильнее считать частичной. Женщина с пересаженным лицом решила не раскрывать своего имени.

После операции согласно медицинскому сообщению пациентка чувствует себя "превосходно".

Эта акция французских хирургов открывает возможности по исправлению различного рода травм лица, в том числе ожогов. Над этой проблемой врачи бьются уже не первый десяток лет. Классические пластические операции до сих пор не решили этой проблемы.

"Это действительно хирургический подвиг",- прокомментировал операцию парижский специалист по восстановлению рук Владимир Митц. Стало известно, что к подобного рода операции готовится и группа американских врачей. Успех зависит в большой степени от высокоточных микрохирургических инструментов, которые позволяют соединить порванные нервы, артерии и вены. Однако хирургам предстоит решать и этические проблемы, ведь речь идет о человеческом лице.

   комментарий

Уникальная операция была проведена несколько дней назад. Но сообщить о ней решили только теперь, когда стало ясно, что состояние пациентки
удовлетворительное.

Этот поистине революционный прорыв в медицине свершился в Амьене под руководством известного трансплантолога, профессора Жана-Мишеля Дюбернара. Ранее были известны лишь операции по трансплантации кожи лица и ушей. А вот чтобы пересадить нос, губы, подбородок - такого не было нигде и никогда.

Сенсационное событие "РГ" комментирует директор клинического центра микрохирургии Национального медико-хирургического центра профессор Михаил Сокольщик.

Михаил Сокольщик | Технически такая операция могла бы состояться и раньше. Но хирургов во всем мире сдерживают многочисленные этические проблемы, связанные с пересадкой лица. Думаю, и сейчас наших французских коллег волнует психика пациентки: как она отреагирует на свое новое лицо? Лицо, которое не будет похоже ни на ее собственное, ни на лицо донора, - нечто иное. Оно скорее всего примет некую "гибридную форму".

Российская газета | Ткани, мышцы и артерии были взяты у донора. Почему у донора?

Сокольщик | Да потому что они лучше подходят как каркас лица, лучше, чем ткани самого пациента, взятые из других частей его тела. Сложнее, чем сама операция, - преодоление барьера несовместимости тканей, прежде всего кожи реципиента и донора. Ткани, низлежащие под кожей, - нос, подбородок - приживаются куда успешнее, чем кожа. Кожа практически не приживается никогда.

РГ | Выходит, отторжение неизбежно?

Сокольщик | Вовсе нет. Скоре всего были заранее выращены клетки кожи самой пациентки. Клетки кожи донора каким-то образом были слущены и замещены непосредственно кожей реципиента. Но, возможно, это мои домыслы, возможно, была иная технология. У нас пока нет более подробной информации.

РГ | "Слущены" звучит несколько кощунственно. Подобные операции неизбежно тянут за собой шлейф этико-психологических проблем...

Сокольщик | Они неизбежны в трансплантологии вообще и во многом тормозят развитие этой области медицины. Преодоление их, как мы уже сказали, сложнее, чем сами операции. Не исключаю, что взятие тканей лица для пересадки у умирающего могут показаться чудовищным: ведь хирурги вынуждены снимать лицо с умирающего, пока он подключен к системе жизнеобеспечения. И тут решения ныне нет.

РГ | А в принципе такое решение вы считаете возможно?

Сокольщик | У меня пока нет ответа на этот вопрос.

РГ | Человек, переживший трансплантацию, обычно вынужден всю жизнь принимать препараты, которые предотвращают отторжение пересаженных тканей. Француженка с новым лицом тоже должна будет их принимать?

Сокольщик | Скорее всего именно так.

Подготовила Ирина Краснопольская

Франция