06.12.2005 02:30
Авто

Российские автоперевозчики проигрывают европейским компаниям

Нынешняя ставка транспортного налога уже является самой высокой в Европе и в экс-СССР
Текст:  Антонина Камчатова
Российская Бизнес-газета - : №0 (535)
Читать на сайте RG.RU

Одна из главных причин - максимальная налоговая нагрузка и попытки некоторых ведомств ее увеличить. В данном случае это недавно отвергнутые Госдумой и правительством РФ предложения включить в налогооблагаемую базу даже прицепы и полуприцепы. Эти, подчеркнем, вспомогательные транспортные средства могут эксплуатироваться только в составе автопоезда, поэтому дополнительное начисление налога для них ведет к двойному налогообложению и без того "высоконалогооблагаемого" подвижного состава.

Из-за постоянно растущих эксплуатационных расходов и высоких налоговых ставок российские автоперевозчики в условиях жесткой конкуренции с иностранным транспортным бизнесом не могут влиять на увеличение тарифов за свои услуги и зачастую прекращают свою деятельность. Поэтому доля зарубежных транспортных компаний на российском рынке международных автотранспортных услуг ныне превышает 60 процентов.

Так, при увеличении, как предлагают некоторые чиновники, максимальной ставки налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил с 85 до 425 рублей за единицу мощности налог для тягача с двигателем 400 л.с. повысится с 34 до 170 тысяч рублей в год, что многократно выше "планок" максимальной экономической целесообразности. Плюс к тому, подвижной состав международных автоперевозчиков минимум половину времени находится за пределами страны, где они оплачивают всевозможные сборы за пользование инфраструктурой на территории иностранных государств. Скорее наоборот: для такой категории налогоплательщиков целесообразны, хотя бы временно, дифференцированные или даже льготные налоговые ставки.

Тем временем Совет Федерации планирует внести в Госдуму законопроект, предлагающий увеличить минимальную базовую ставку транспортного налога в пять раз. Заодно сенаторы планируют передать в регионы доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторное масло. "Мы считаем, что, устанавливая более высокие ставки, даем возможность каждому региону дифференцированно подойти к собственной экономической ситуации", - заявил некоторым СМИ заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков.

Но специалисты и сами транспортники убеждены, что такие меры приведут не к увеличению числа новых дорог, а фактически к двойному налогообложению перевозочных компаний. По мнению первого вице-президента Российской ассоциации международных автоперевозчиков Алексея Василькова, вопрос о включении в объекты налогообложения прицепов и полуприцепов уже рассматривался Госдумой в 2004 году: то Московская областная Дума внесла законопроект "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса РФ". Но этой инициативе было дано отрицательное заключение правительства из-за противоречия основным направлениям налоговой реформы - упрощения налоговой системы и снижения нагрузки на налогоплательщиков. В результате в прошлом году повышения таких налогов удалось избежать.

Нынешняя российская ставка транспортного налога в пересчете на один автомобиль и без того является самой высокой в Европе и в экс-СССР. А с ее повышением транспортные предприятия, которые, повторим, работают в условиях жесткой конкуренции с европейскими перевозчиками, в этой "борьбе" наверняка окончательно проиграют.

Легковые авто