В свою очередь, объясняя эту законодательную инициативу, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков заявил, что более высокие ставки дадут возможность каждому региону дифференцированно "подойти к собственной экономической ситуации". Однако в заявлении главного транспортного ведомства страны говорится, что увеличение налога приведет к росту инфляции в стране, неизбежно повлечет за собой рост цен на бензин, подорожание общественного транспорта, повышение цен на товары первой необходимости, стройматериалы и сельхозпродукцию. Не исключено, что новые ставки налога приведут к 15-20-процентному удорожанию легковых автомобилей.
По мнению экспертов, такая инициатива лишь ухудшит и положение на рынке автомобильных перевозок. Кроме того, значительное увеличение расходов региональных бюджетов на транспорт окажется для самих регионов очень болезненным. Сегодня более половины транспортных предприятий России работают себе в убыток и до 70-80 процентов своих расходов покрывают, во-первых, за счет пассажиров, а во-вторых - за счет минимального штатного расписания, что делает перевозки небезопасными.
Новые налоговые издержки, предупреждают эксперты, очевидно, будут "переноситься" на простых граждан, что, по некоторым оценкам, увеличит цены на билеты общественного транспорта минимум на треть. При этом в большинстве регионов не смогут компенсировать льготникам стоимость таких услуг.
По данным минтранса, нынешние ставки транспортного налога в России являются самыми высокими в Европе. А значит, новое их повышение на руку только иностранным конкурентам - доля международных автотранспортных компаний уже и так превысила 60 процентов на российском рынке. И хотя законопроект, предложенный Советом Федерации, в ближайшее время будет передан в Государственную Думу, в минтрансе надеются, что повышения транспортного налога удастся избежать. Тем более что снижение транспортной составляющей в стоимости товара является приоритетной задачей Транспортной стратегии России, одобренной правительством этой весной.
Справка "РГ"
В настоящее время, согласно Налоговому кодексу, российские регионы имеют право варьировать (повышать или понижать) базовые ставки транспортного налога до 5 раз включительно. По состоянию на 2005 г. ставка этого налога для большегрузных автомобилей по стране увеличена: в 14 регионах - в 5 раз; в 21 регионе - от 3 до 5 раз; в 25 регионах - от 2 до 3 раз; в 28 регионах - до 2 раз.