15.12.2005 01:20
Общество

Александр Калягин: Человека нельзя переделать

Текст:  Наталья Баратова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (243)
Читать на сайте RG.RU

Народный артист СССР Александр Калягин выдвинут Союзом театральных деятелей России на соискание премии Союзного государства в области литературы и искусства за его артистические работы последних лет и создание Центра поддержки русского театра за рубежом.

 

Александр Калягин узнаваем и неизменен со времен тетушки Чарли и "Прохиндиады". Приветлив и улыбчив, доброжелателен и открыт, непосредственен и остроумен. Без фанаберии, без самолюбования, без так свойственного актерам "видения себя со стороны". Таков Александр Александрович в общении с журналистами и со своими коллегами по Союзу театральных деятелей и по сцене. И это не "стиль поведения начальника", каковым себя не ощущает. Тут проявляется натура человека общительного, неравнодушного.

Нас, конечно же, интересует актер-режиссер-худрук-председатель Калягин. Но разговор начался с вопросов о Союзном государстве, о контактах с Беларусью.

- Как вы относитесь к нашему общему государству? К увеличению в результате объединения России и Беларуси культурного пространства? Что в основе - цели политиков или это естественный, желаемый нашими народами, исторически оправданный путь?

- Человечество, начиная с древнейших времен, выживало коллективным способом, объединяясь. Люди понимали, что перед лицом стихий, опасностей, бедствий, катаклизмов надо объединяться. Слова такого "катаклизмы" еще не знали, но понимали - надо быть вместе. Так легче выжить. Это сама природа нам подсказывает.

Поэтому я не разделяю мнения тех, кто считает: надо разъединиться, чтобы лучше жить. Да, есть непримиримые точки зрения. Но сейчас все в мире так тесно связано, что касается, например, экономики, борьбы с терроризмом - все это подталкивает к объединению. Поэтому создаются фонды, союзы, политические объединения, государственные и международные. Так, ЮНЕСКО создано, чтобы помогать мировым культурным явлениям. Европейский Союз - указ он нам или не указ - в лучших своих побуждениях нацелен на истинное объединение. Я - за объединение.

- Что может помочь людям осознать себя, увидеть грязь в собственной душе, исправиться? Искусство?

- К сожалению, к осознанию этого людей подводит только беда. Я актер уже много лет, так что на жизнь смотрю философски. Когда постигаешь образ - человека препарируешь, его психологию препарируешь. Так вот, я думаю, человека практически ничто не может переделать. Только беда, причем большая беда. Случилась война - объединились. Как будто нужно услышать крики боли, увидеть горы трупов, чтобы сказать: "Нет, хватит, давайте объединяться". А без этого нельзя? Разве нельзя в глубинной, эмоциональной памяти сохранить знание, что не обязательно БЕДА должна объединять нас. Да и то, увы, ненадолго. Вот после всех "вскрытий" внутреннего мира персонажей, которых я сыграл, понял, какая недолгая у людей память. Человек неизменен в своих устремлениях. Он способен быстро забыть то, что его делало человеком.

- Как-то грустно получается...

- А что делать...Вот вы говорите - искусство. Сколько уж оно существует на свете, сколько великих достижений, откровений в архитектуре, литературе, живописи, в театре. И что, эти образцы сильно переделали человечество? Нет, но... способствуют. Бесспорно - без искусства было бы еще хуже. Но процесс влияния культуры, в том числе и театральной, на людей - это долгий, занудный, мучительный процесс.

Любой театральный актер или режиссер знает: возьми глубокую пьесу, поставь хороший спектакль, собери триста человек в зале, ну, дай бог, трое уйдут просветленными, с какой-то перевернутой душой. И ничего тут не поделаешь. Кто-то просто приятно проведет время, кто-то ничего не поймет. Такой вот кпд. Сколько надо выжать апельсинов, чтобы получить полстакана натурального сока? Сколько змей выдоить, чтобы получить каплю лекарства, которое спасет от силы пять человек?

- И вы, зная такую арифметику, работаете, выкладываетесь, надрываетесь ...

- Что ж тут поделаешь, это уже Бог дал такое призвание. Это оттуда, свыше. Не такой уж я подвижник. Я просто вкалываю, я актер, режиссер. Еще при рождении дано мне было это призвание, и больше ничего.

- Что это такое - призвание? Искра божья? Желание лицедействовать, представлять, перевоплощаться, донести до зрителя какую-то мысль, эмоцию?

- Да-да, все, что вы назвали, через запятую. Некоторые добавляют, что это процесс, позволяющий сделать явными твои комплексы, чтобы они стали менее болезненными. Если окунуться в психоанализ, то это профессия, которая позволяет тебе уйти от себя, спрятаться под личиной героя. Так тоже можно сказать. Хотя все равно жест, интонация, блеск глаз выдадут. Поэтому это и то, и другое, и третье.

Я считаю, что актерство - бессознательный процесс. Поэтому мы так сильно отличаемся нашей эмоциональностью от политиков. Я имею в виду, что и мы и они работаем с массами. Но у политиков распрямленная мысль, чтобы как можно прямее, доходчивее попасть в голову слушателям. "Плохо потому-то, потому-то и потому-то, надо сделать то-то и то-то. Этим не верьте, эти врут. Я вам помогу, я вас спасу". У людей искусства, у людей театральной, вообще любой культуры, мысль завернута в образы, в эмоции. Мы апеллируем к другому, стараемся достучаться до сердца. Наше мышление инфернальное, эмоциональное, более глубинное, психологическое. Мы перебрасываемся образами. Это завораживает, манит. Иногда даже что-то непонятно людям, но притягивает, запоминается, оставляет след в душе. Это неплохо, если рана в душе саднит.

- А о чем болит душа у художественного руководителя театра Et cetera, председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина?

- В театре у нас сейчас напряженное время. 30 ноября прошло торжественное открытие нового здания театра на Тургеневской площади, во Фроловом переулке. Мы обживаем новый большой дом, переносим спектакли. Этот очень трудно: другие размеры сцены, надо переделывать декорации, костюмы, даже мизансцены.

Союз театральных деятелей... Ну, меня переизбрали на второй срок. Когда все хорошо, то зачем он нужен, этот союз? Только взносы платить? А вот когда беда, то приходят - дайте путевку, надо отдохнуть, помогите устроиться в больницу. Знаете, все мы хороши, когда здоровы, а когда что-то прихрамывает в жизни, когда человеку плохо, он не хочет быть одиноким, он ищет поддержку, помощь. Актерские нагрузки мало с чем можно сравнить. Это постоянная работа сердцем, вечная неустроенность, ранние болезни. Вот СТД РФ по мере сил и возможностей и решает вопросы с медициной, с поликлиниками, со здравницами, домами для престарелых актеров.

Ведь после развала СССР многие наши коллеги, особенно в русских театрах в ближнем зарубежье, оказались в катастрофическом положении. Нужно и о них позаботиться. Во время встречи с президентом России Владимиром Путиным я поднял этот вопрос. Президент с пониманием отнесся к проблеме. Было решено, что администрация президента будет помогать Союзу театральных деятелей заниматься театрами соотечественников, находящимися на территории бывших союзных республик. Но об этом надо расспросить специалистов, которые непосредственно таким делом занимаются...

Образ жизни Театр