Сегодня в "РГ" публикуется Постановление правительства РФ "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения при определении страховой премии", которое вступит в действие с 1 января 2006 года.
Как уже писала "Российская газета", нововведения коснулись нескольких принципиальных моментов. По словам начальника управления Российского союза страховщиков (РСА) Владимира Козлова, в структуре тарифов максимально детализированы формулы расчета страховой премии для физических, юридических лиц и отдельно - для иностранцев. Вместо прежних четырех в новом документе представлено на выбор целых 18 формул расчета. И теперь каждый автовладелец сможет самостоятельно рассчитать свою страховую премию в зависимости от типа автомобиля, мощности его двигателя, времени приобретения полиса и даже гражданства. Новые правила расчета, в частности, решают проблему владельцев иномарок - в них дается коэффициент пересчета мощности двигателя с иностранных киловатт в отечественные лошадиные силы. Один киловатт иномарки будет равен 1,35962 нашим "лошадям".
Постановление правительства скорректировало также "цену" страховки в зависимости от мощности двигателя. Для владельцев "мощных" автомобилей - свыше 150 л. с., будет применяться коэффициент 1,7 вместо 1,9. В результате владельцы дорогих иномарок с мощными двигателями, по расчетам специалистов, станут платить на 15 процентов меньше, чем их более скромные "коллеги"-автолюбители. Владимир Козлов объясняет подобную меру тем, что более мощные машины - иномарки, гораздо надежнее и хорошо оборудованы средствами защиты, и прежний страховой полис для них был завышен. Правда, повезло и тем, кто владеет автомобилями "эконом-класса" - страховка для машин с мощностью 95-100 л. с. тоже снизится.
В новых тарифах более детально прописан порядок применения коэффициентов по скидкам и надбавкам за безаварийную езду - бонус-малус. К примеру, если к управлению автомобилем допущено два водителя, и при этом один имеет скидку в 5 процентов, а второй - 40-процентную надбавку за аварийность, то при расчете премии страховщик применит повышающий коэффициент.
Изменились и территориальные коэффициенты страхования. Города и населенные пункты с численностью 10-50 тыс. человек, для которых действовал коэффициент 0,6 и "прочие населенные пункты" - 0,4, объединены "усредненным" коэффициентом 0,5. А для районов Московской области вместо двух прежних -1,6 и 1,8 установлен общий коэффициент 1,7. Все это, конечно, значительно упростит расчеты для страховщиков. Однако, как это ни печально, но для некоторых автовладельцев, например, жителей дальних деревень, страховой полис, по расчетам специалистов, может подорожать на 25 процентов.
Еще одно новшество вводит иной подход к определению базовой ставки страхования - не только по типу, но и по категории транспортного средства. И теперь страховщикам при определении базовой ставки станет легче отличить бетономешалку от пожарной машины. Кроме того, новые тарифы уравняли "в цене" маршрутные микроавтобусы с такси, и владельцы маршрутных "Газелей" больше не смогут выдавать свои машины за простые легковушки, чтобы сэкономить на страховом полисе.