По сути это - возвращение к так называемой "балльной системе", когда нарушителю начислялись штрафные очки и кололись дырки в специальный талон. Если набиралось пятнадцать штрафных баллов, водитель лишался прав.
Собственно, выступление Чекалина на заседании правительства сенсацией не стало: МВД уже несколько лет ратует за внесение в Кодекс об административных правонарушениях двенадцати поправок.
Как заявил первый замминистра внутренних дел, основная часть дорожных происшествий является следствием сознательного невыполнения водителями требований безопасности. Нарушения приобретают все более массовый характер. Ежегодно Госавтоинспекция выявляет на дорогах более 40 миллионов правонарушителей, то есть - треть населения страны. Восемьдесят процентов происшествий происходит именно по вине водителей: каждый восьмой нарушитель был пьяным, каждый седьмой - не имел водительского удостоверения. По мнению Чекалина, это - прямой результат крайне низкого, сверхлиберального по международным меркам государственно-правового воздействия на нарушителей.
- Непродуманная ликвидация института ответственности за систематические правонарушения, отсутствие исполнительного механизма по взысканию штрафов привело к тому, что две трети нарушителей с успехом и безнаказанно уклоняются от уплаты штрафа, - считает генерал.
Какие меры, по мнению МВД, могут быть предприняты против злостных нарушителей правил дорожного движения?
Уже отнимают права за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Предлагается безоговорочно лишать за проезд на красный свет, по встречной полосе, превышение скорости более чем на 40 километров в час.
Это даже суровее, чем было в советские времена - раньше за проезд на красный свет "присуждали" пять баллов. Предложено многократно увеличить штрафы - размеры определят законодатели, но увеличение должно быть в десятки раз. Сейчас, возмущаются милиционеры, проезд на красный свет карается так же, как безбилетный проезд в автобусе.
На каждого водителя МВД намерено завести электронное досье, чтобы дифференцировать наказание. Если инспектору попадется злостный нарушитель, штраф будет более высокий.
В МВД учли и замечания скептиков: мол, ужесточение карательных мер всего лишь приведет к увеличению размеров взяток гаишникам. Чтобы такого не произошло, надо внедрить систему автоматической фиксации правонарушений.
- Автоматическая фиксация нарушений и назначение штрафа носит абсолютно объективный характер, - утверждает Чекалин. - Исключаются конфликтные ситуации между сотрудниками ГАИ и участниками движения, устраняется возможность злоупотреблений.
МВД предложило и ликвидировать некоторые курьезы российского законодательства. Например, из Уголовного кодекса убрали статью о причинении средних телесных повреждений во время ДТП - переломах конечностей, ребер. Но в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за такие травмы почему-то не прописана. Получается, за синяк водителю отвечать придется, а за перелом - нет.
Федеральная целевая программа, в которую внесены все эти предложения, заработает уже с января наступающего года.
Прямая речь |
Александр Чекалин, первый заместитель министра внутренних дел РФ:
- Программа предусматривает существенные коррективы Административного кодекса в интересах решительного повышения дисциплины на дорогах. Важно не ужесточение наказания, а обеспечение принципа его неотвратимости. Здесь же требуется достижение справедливой и понятной гражданам правоприменительной практики, требований закона.