Запустив с марта 2006 года колоссальный по размаху проект тотального контроля за всеми без исключения автомобилями страны, Британия станет первым и пока единственным государством в мире, которое создаст базу данных передвижений своих подданных.
Схема, подготовленная Ассоциацией руководителей полицейских подразделений и одобренная британским правительством, предполагает ежедневно фиксировать перемещения примерно 35 миллионов автомобилей в круглосуточном режиме. Контроль будет осуществляться сетью установленных на дорогах видеокамер, а также с помощью спутников. По количеству уже существующих видеокамер наружного наблюдения англичане дадут фору любой стране.
Поэтому фантастический на первый взгляд план практически вполне осуществим. В ближайшем будущем власти планируют установить на дорогах Великобритании тысячи дополнительных камер, которые позволят вести наблюдение примерно за 100 миллионами автомобилей в сутки.
Для чего же "большой брат" выходит на большую дорогу? Руководители британской полиции убеждены: единая гигантская по масштабам база данных передвижений транспортных средств станет самым значительным прорывом в современной криминалистике после создания базы данных ДНК.
Пока срок хранения данных в Национальном полицейском компьютере в Хендоне, на севере Лондона, определен в два года. В перспективе он может быть увеличен до пяти лет. Так что следствие получит возможность "копать" еще глубже в поисках информации о том, кто, когда и куда двигался даже в сравнительно отдаленном прошлом. Полиция полагает, что внедрение системы тотального контроля позволит намного успешнее бороться с преступниками, в частности, с угонщиками автомобилей и грабителями. Британская контрразведка МИ-5, в свою очередь, считает, что контроль за передвижением подозрительных машин позволит более эффективно бороться с шпионажем и терроризмом.
В гигантском проекте примут участие дорожные службы, супермаркеты и бензозаправки, которые подключат собственные видеокамеры к общей сети слежения. На оборудование этой сети в уходящем году уже было отпущено более 42 миллионов долларов.
Дело осталось за немногим: преодолеть некоторые технические несовершенства системы слежения, а также сопротивление со стороны правозащитников. Последние решительно возражают против тотальной слежки на дорогах. Они считают, что этот шаг нарушит права и свободы граждан.