Для того чтобы разместить четыре сотни депутатов и две сотни сенаторов под одной крышей, руководителям Парламентской комиссии пришлось подыскивать в Москве специальное место - залы заседаний Государственной Думы и Совета Федерации оказались для этой цели слишком малы. Поэтому Торшин зачитывал свой отчет в гигантском конференц-зале одной из высоток на Новом Арбате. Доклад Торшина сопровождался показом на двух больших экранах документальных кадров, сделанных террористами во время самого теракта.
Предложив почтить память погибших при теракте в Беслане минутой молчания, глава комиссии приступил к докладу. И сразу же сообщил, что члены "парламентской следственной группы" все еще не получили исчерпывающих результатов двух ключевых экспертиз: о причине пожара и причине взрывов в школе. Результаты проведенной генеральной прокуратурой ситуационной экспертизы, которая должна пролить свет на действия федеральных и региональных властей во время теракта в Беслане, Парламентская комиссия получила только 21 декабря. "Там 92 страницы, и мы их сейчас внимательно изучаем", - заявил Торшин. По его словам, собранного комиссией материала недостаточно для того, чтобы в полной мере оценить трагические события в Беслане. Зато парламентариям удалось точно восстановить хронологию событий в Беслане с 1 по 3 сентября 2004 года. Торшин подчеркнул, что комиссией были особенно тщательно "изучены обстоятельства применения огнеметов при освобождении захваченной школы и сделан вывод о том, что их использование не могло стать причиной возгорания спортзала". "Применение указанных средств признано обоснованным", - рассказал Александр Торшин. Он также подчеркнул, что к переговорам с террористами "привлекались все лица, которые могли повлиять на разрешение ситуации".
Говоря о причинах и виновниках теракта, Торшин сказал, что основная вина лежит на террористах, но, и это он особо подчеркнул, теракт можно было предотвратить. Этому тезису председатель комиссии отвел значительную часть выступления. Оказывается, незадолго до теракта у правоохранительных органов была оперативная информация о намерении преступников совершить вылазку именно в День знаний.
Спецслужбы и милиция не располагали данными, что это будет именно школа N 1 в Беслане, но центральное руководство МВД и ФСБ передавали в конце августа 2004 года в свои региональные подразделения приказы и распоряжения о необходимости особой бдительности и принятии конкретных мер по предотвращению возможных терактов. К сожалению, как выяснила комиссия, эти указания на местах выполнены не были. Более того, по мнению комиссии, многие должностные, в том числе высшие, лица правоохранительных органов республик Северная Осетия-Алания и Ингушетия допустили преступную халатность и беспечность. Торшин привел более чем убедительный пример: оказывается, банда формировалась прямо под носом у милиции. Лагерь террористов располагался возле селения Пседах, в 70 метрах от дороги и всего в пятистах метрах от окраины села.
Торшин также был весьма убедителен, когда говорил об изначальных намерениях террористов. Комментируя документальные съемки боевиков, снятые ими незадолго до теракта в том самом лагере возле Пседаха, Торшин показал, что команда так называемого "полковника" Хучбарова шла в школу не попугать и не шатажировать власть, а умирать и убивать, чтобы дестабилизировать обстановку на всем Северном Кавказе. Именно это, по мнению Торшина, и было главной целью террористов.
Председатель Парламентской комиссии также полностью и также весьма доказательно осветил вопрос о причинах первых двух взрывов в школе 3 сентября в 13 часов 05 минут. Он категорически исключил возможность того, что террориста, стоявшего на кнопке, мог застрелить снайпер ФСБ. Комиссией установлено, что "кнопочник" стоял в "мертвой" для снайперов зоне, пластик, которым застеклены окна спортзала, были непрозрачными, и через них виднелись только размытые очертаний людей. Правда, Торшин уточнил, что полного понимания причины взрывов у комиссии нет. На этот вопрос должна ответить взрыво-техническая экспертиза, результаты которой ожидаются весной будущего года.
На вопрос о том, почему оперативный штаб по освобождению заложников был создан только в середине дня второго сентября (то есть более чем через сутки после захвата школы террористами), Александр Торшин неожиданно признался, что в этом деле есть вина и парламентариев.
- В законодательстве написано, что оперативные штабы в таких ситуациях создаются указом правительства. Но я считаю, что подобные вопросы должны решаться на месте - не стоит ждать указаний из центра. Любое промедление в такой ситуации может привести к жертвам. Поэтому нужно менять законы для того, чтобы дать большую самостоятельность правоохранительным органам на местах. Напомню, что президент через считаные часы после того, как стало известно о теракте в Беслане, возложил ответственность за решение этой проблемы на ФСБ. Бумаги с приказом на этот счет шли долго. В результате оперативный штаб был создан только к обеду на второй день после совершения теракта, - рассказал Александр Торшин.
Один из парламентариев спросил главу комиссии о том, кто сорвал наметившиеся было переговоры властей с непризнанным лидером Чечни Асланом Масхадовым. Торшин заявил, что Масхадов вообще не выходил на связь ни с правоохранительными органами, ни со своим советником Ахмедом Закаевым. Что касается самих террористов, то для правоохранительных органов практически с самого начала было ясно, что переговоры с ними к позитивным результатам не приведут. "Большинство из этих бандитов находилось в состоянии наркотического опьянения. Нигде в мире нет методик работы с террористами-смертниками. Как можно вести переговоры с человеком, который мечтает побыстрее увидеть сады Аллаха?" - задался вопросом Александр Торшин.
Говоря о том, почему именно эту, а не какую-то другую школу террористы выбрали в качестве своей главной мишени, Торшин предположил, что здесь выбор был сделан одним из главарей террористов Ходовым, который ранее учился в этой школе и знал ее досконально. А террористам была необходима именно полная информация об объекте захвата. Поэтому они решили брать школу в Беслане, хотя на примете была еще одна школа в станице Нестеровская в Ингушетии.
Отвечая на вопросы сенаторов после доклада, Торшин признал, что единства среди членов комиссии по некоторым вопросам нет. И когда будет приниматься итоговый доклад, то он не исключил голосование. Среди несогласных Торшин назвал фамилии Иванова и Савельева.
В заключение глава комиссии сообщил, что в 2005 году наметилась положительная динамика в борьбе с терроризмом, свидетельством чему может служить отсутствие масштабных терактов.
После доклада сам член комиссии Юрий Савельев уточнил корреспонденту "РГ", что разногласия у него есть по двадцати вопросам, среди которых: количество террористов, причины взрывов внутри школы 1 и 3 сентября, а также применение бронетехники. Савельев не исключил, что он лично составит весной будущего года свой собственный доклад на основе имеющихся у него данных. Примерно в это же время должен быть готов и итоговый доклад Парламентской комиссии.
После выступления Александр Торшин, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", сказал, что комиссия установила участие представителей международных террористических организаций в бесланской трагедии. Но он не стал бы преувеличивать их значимость в самом кровавом теракте минувшего года.
Полный текст выступления А. Торшина.
между тем |
Вчера в Правобережном районном суде Северной Осетии началось предварительное слушание по уголовному делу, которое тоже связано с бесланской трагедией. Это дело было возбуждено сразу после захвата школы. И возбуждено против некоторых высокопоставленных чинов бесланской милиции. Главным на процессе назначен председатель этого районного суда Артур Етдзаев.
Собственно, это не первая попытка начать это дело. Первое заседание уже назначалось на 15 ноября, но было перенесено по просьбе пострадавших, которых не известили о начале процесса. Кстати, уже известно, что этот суд пройдет в закрытом режиме.
Защищают милиционеров три адвоката из Владикавказа. Их клиенты - бывшие руководители РОВД Правобережного района. Его начальник - Мирослав Айдаров, заместитель начальника по общей безопасности - Таймураз Муртазов и начальник штаба этого отдела милиции - Гурам Дряев. Всех троих обвиняют в халатности, повлекшей смерть людей. Это статья 293, часть 3 Уголовного кодекса РФ. По этой статье, если вина милицейских руководителей будет доказана, им будет грозить срок до 7 лет лишения свободы. Кроме того, милиционерам запретят занимать ответственные должности. Сразу после трагедии в Беслане начальников районного отдела милиции, на территории которого расположена школа, отстранили от работы. В обвинительном заключении по этому делу записано, что руководители "недобросовестно относились к исполнению служебных обязанностей", а это, в свою очередь, "способствовало тому, что банда беспрепятственно пересекла административную границу, проникла на территорию Северной Осетии и захватила школу".
Расследовалось уголовное дело на милиционеров Управлением Генеральной прокуратуры на Северном Кавказе. И поначалу оно шло в русле общего следствия по бесланскому теракту. Но позже его выделили в отдельное производство. Работы по "милицейскому" делу оказалось много - были истребованы все документы, в которых говорилось о мерах по обеспечению безопасности населения, об охране общественного порядка в районе в День знаний.
Кстати, "милицейских" дел по захвату школы в Беслане - два. Кроме осетинского, есть точно такое же уголовное дело о сотрудниках РОВД Малгобекского района Ингушетии. Оно тоже было выделено в отдельное производство, расследовано и будет слушаться в районном суде Ингушетии. Многие пострадавшие, пока шли эти следствия, настаивали на объединении дел в отношении осетинских и ингушских милиционеров в одно. Но в этом ходатайстве им было отказано.
Подготовила Наталья Козлова