О том, что ожидает автовладельцев и рынок страхования в наступившем году, по просьбе "РГ" комментирует руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.
Илья Ломакин-Румянцев | Никаких "черных списков" нет и быть не может. Есть перечень компаний, которые по тем или иным признакам требуют глубокой проверки. Например, некоторые из них некорректно ведут свою деятельность, на кого-то пришли запросы из правоохранительных органов или пожаловались клиенты. Результатом таких проверок может стать как отзыв или приостановка лицензии, так и признание компании добросовестным страховщиком. Именно поэтому их список никуда за пределы нашего ведомства выйти не может.
Российская газета | И все-таки в чем причина "схода с дистанции" десяти достаточно крупных компаний?
Ломакин-Румянцев | Они ринулись на рынок автострахования в ожидании большой прибыли, глядя на мировой опыт автогражданки. Как правило, во время введения закона по ОСАГО в действие убыточность минимальная. Но технологически это очень сложный бизнес, требующий квалифицированного отбора участников, которого, к сожалению, не было. И стало ясно, что некоторые страховые компании просто не годятся для ведения этого бизнеса.
РГ | То есть на начальном этапе государство просто недоглядело за ними?
Ломакин-Румянцев | Да, мы сначала занялись созданием рынка, а потом уже вспомнили об ответственности его участников. И сегодня граждане справедливо требуют от госорганов, чтобы они обеспечивали их права. В прошлом году стало ясно, что нужно начинать "прополку" рынка ОСАГО, чтобы выдернуть "сорняки", которые выросли на этом "огороде". Но, чтобы в процессе нашей хирургии не пострадали граждане, в начале прошлого года были внесены поправки в закон об ответственности Российского союза автостраховщиков (РСА) за неплатежеспособные компании. Это означает, что ущерб автовладельцу, если с его компанией что-то случится, теперь возместит союз. Это хорошая мера для граждан. Но в отношении страховщиков она получилась половинчатой. На мой взгляд, для РСА должны были быть установлены гораздо большие права в отношении активов компаний с отозванными лицензиями и тех лиц, которые довели страховщиков до банкротства.
РГ | А как быть гражданам, которые месяцами не могут добиться выплат от компаний, лицензии которых еще не отозваны?
Ломакин-Румянцев | Во-первых, как показывает статистика, от 10 до 30 процентов неудовлетворенных требований граждан оказываются необоснованными. И объявление: "Продаю "Москвич" под ОСАГО", по-прежнему встречается на страницах газет. Ну а гражданам, чьи претензии, на их взгляд, правомерны, в первую очередь нужно обращаться в суд. Именно у судебных органов есть возможности потребовать от компаний финансового удовлетворения. Надзорная служба не может отозвать лицензию по запросу страхователя и тем более выплатить ему компенсацию. Мы можем лишь потребовать от страховщика в пятнадцатидневный срок обеспечить выплату компенсации или предоставить мотивированный отказ под угрозой отзыва лицензии. К сожалению, пока в законе не существует каких-либо финансовых санкций за невыполнение этих требований. Проверка всей деятельности компании, как правило, начинается после того, как скопится некая критическая масса заявлений граждан.
РГ | Но некоторые граждане до сих пор ждут компенсаций от союза страховщиков. Их страховые компании прекратили свое существование. Куда обращаться с жалобами?
Ломакин-Румянцев | Откровенно говоря, это для меня новость. По имеющейся информации, особых проблем с выплатами у РСА не было, хотя до сих пор не определены некоторые нормативные основы, позволяющие (и обязывающие) союз осуществлять подобные выплаты. Недовольные могут обращаться в суды и к нам.
РГ | Кстати, этим несчастным опять придется страховаться? Что посоветуете, чтобы им снова не оказаться в нехорошей компании?
Ломакин-Румянцев | Главное, "не купиться" на заниженные тарифы или щедрые подарки. Посмотрите внимательно на офис компании, на количество обслуживающего персонала и качество работы с клиентами. А лучше всего обращайтесь к брокеру, который сможет вам предложить набор страховщиков и объяснит, чем один лучше другого. А при составлении договора с брокером обязательно проверьте, чтобы в нем было записано юридическое и техническое сопровождение (консультации, помощь в оценке ущерба) на время всего срока действия договора. Этих мер предосторожности будет вполне достаточно.
РГ | Однако в российской глубинке у людей зачастую нет возможности выбора страховой компании. Как быть, если единственный на всю округу страховщик и тот окажется недобросовестным?
Ломакин-Румянцев | Закон обязывает любого страховщика, занимающегося ОСАГО, иметь филиал или представительство в каждом регионе России. Конечно, это не означает, что в каждом населенном пункте будут обязательно продаваться полисы всех 160 компаний. Однако пока на стадии продажи агенты страховщиков бегают скорее за клиентами, чем от них. Так что выбор чаще всего существует. Тем более что это обязательный вид страхования и страховщик не имеет права отказать никому в заключении договора. Но уж если кто выберет нерадивого страховщика, то, как я говорил раньше, надо помнить о судебной процедуре и о том, что коллективным гарантом по всем обязательствам страховщиков ОСАГО является Российский союз автостраховщиков.