В январе истек срок, который Дзержинский федеральный суд Петербурга поставил органам исполнительной власти. Семь федеральных ведомств были обязаны создать свои официальные сайты. Об их долге напомнила через суд группа юристов питерского Института развития свободы информации. Суд подтвердил претензии в октябре прошлого года ("РГ" писала об этом: rg.ru/2005/10/21/gossajty.html).
Из семи ведомств самыми курьезными стали взаимоотношения суда и Федеральной службы судебных приставов. Последние (обязанные следить за исполнением судебных решений), похоже, не смогли проследить сами за собой. Они пропустили установленный законом срок и в конце декабря обратились в суд с просьбой отодвинуть время "Ч". Им отказали. И судебным исполнителям пришлось срочно писать сайт. Поэтому получился он не очень красивый, но подробный. Вот только новости там обновлялись лишь один день - 30 декабря. Его адрес и адреса сайтов других ведомств можно найти на сайте "РГ" (www.rg.ru/gossaity.html) или через официальную схему на сервере правительства РФ (www.government.gov.ru), выбрав в левом меню пункт "Структура федеральных органов исполнительной власти".
Из всех 84 федеральных органов исполнительной власти сайтов нет у созданной в сентябре Федеральной аэронавигационной службы, но у нее нет даже физического адреса в каталоге на сайте правительства. Остальные обзавелись своими страницами в Сети. Но большинство ограничились формальным исполнением нормативов: завести доменное имя, разместить там эмблему службы и фотографию ее здания, пустить по левой колонке несколько ссылок с не требующей обновления информацией и отчитаться в том, что все сделано. На самом же деле постановление правительства перечисляет 33 пункта тех сведений, которые должны быть указаны на сайте федерального органа исполнительной власти: начиная с учредительного положения и сведений об исполнении федерального бюджета, заканчивая конкурсной информацией и вакансиями.
По словам директора Института развития свободы информации (ИРСИ - www.svobodainfo.org) Ивана Павлова, это постановление требует планомерной работы, а также стремления руководителей службы к прозрачности ее деятельности. При создании сайтов государственные структуры сталкиваются с организационными проблемами. Работа с новостями, публикация и обновление нормативных актов, внутренних приказов, аналитических докладов, разрабатываемых службой проектов законов, результатов проводимых проверок - все это требует создания целого отдела сотрудников. Пробить же в кадровых службах дополнительные штатные единицы может только начальник-энтузиаст. Особенно настораживает отсутствие на сайтах четкой и своевременной информации о проводимых ведомством конкурсах на исполнение государственных заказов. Ее не хватает на сайтах как федеральных, так и региональных властей. Например, портал петербургского Комитета по управлению государственным имуществом уже год не обновлял свои страницы с конкурсными объявлениями. А ведь торги проходят чуть ли не каждую неделю. Но никто не спешит вывешивать эту информацию на всеобщее обозрение. То же и с вакансиями. Такие информационные пробелы - это коррупционный синдром.
А ведь свободный доступ к информации по работе властных структур - политика правительства РФ. Задача - не только опубликовать презентационную информацию органов власти, но и обеспечить для граждан возможность удобно общаться с властью. Пока об этом и речи нет. Например, постоянно повторяется одна и та же ситуация, когда в рубрике "контакты" рядом с телефоном стоит одна фамилия, а набираешь номер - отвечает другой человек, уже не помнящий первого.
Юристы ИРСИ планируют предъявлять судебные иски и дальше. Во-первых, требуя от федеральных служб активно работать с уже открытыми сайтами, превращая их из картинок в порталы. Во-вторых, добиваясь открытия доступа к информации о деятельности чиновников на всех уровнях власти, а не только на федеральном.