В заключении главы государства говорится, что в документе не четко прописана дата, от которой будут отсчитываться пени за просрочку. Законопроект же устанавливает, что это определяет суд - либо со дня предъявления иска гражданином, либо с момента вынесения судебного решения. Президент же требует конкретности.
Впрочем, сама концепция законопроекта возражений не вызывает. Ведь подобные требования к страховым компаниям станут дополнительной гарантией для автовладельцев на защиту своих прав в суде. Такой же позиции в этом вопросе придерживается и Конституционный суд РФ, который в своем прошлогоднем постановлении указал, что "установление ответственности страховщика позволит стимулировать своевременное исполнение им своих обязанностей".
Дело в том, что сегодня владельцы полисов практически не имеют рычагов, чтобы заставить страховщика выполнять свои обязательства по выплатам, даже если обратятся со своими претензиями в Росстрахнадзор. "Надзорная служба не может выплатить компенсацию. Мы можем лишь потребовать от страховщика в пятнадцатидневный срок обеспечить выплату или предоставить мотивированный отказ под угрозой отзыва лицензии. К сожалению, пока в законе не существует каких-либо финансовых санкций за невыполнение этих требований", - сетовал в беседе с корреспондентом "РГ" глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев.
"Законопроект поправок, разработанный Комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, предполагает введение штрафных санкций за задержку выплат страховыми компаниями, и хотя размер штрафа за один день просрочки на первый взгляд невелик, но если помножить его на 360 дней, получается порядка 30 процентов годовых - это довольно внушительная цифра, гораздо большая, чем проценты по вкладам, - пояснил корреспонденту "РГ" заместитель председателя комитета Анатолий Аксаков. - Для получения неустойки владельцы полиса сначала должны будут предъявить иск страховой компании, а если возникнут проблемы, то обратиться в суд. Штрафные проценты, по моему мнению, должны начисляться со дня предъявления гражданином претензий страховщику - это будет справедливо. В связи с тем, что этот вопрос имеет политическое значение, его принятие после доработки можно ожидать уже в феврале", - обнадежил граждан Анатолий Аксаков.
И все бы хорошо, да вот только вызывает сомнения один момент, который касается владельцев полисов страховых компаний, лицензии которых были отозваны Росстрахнадзором. Они получают компенсации из страхового фонда Российского союза автостраховщиков (РСА), на который действие законопроекта, по словам депутата, распространяться не будет.
На конец 2005 года РСА выплатил из своего гарантийного фонда и фонда текущих компенсационных выплат 51 миллион 439 тысяч рублей, но, по информации РСА, было оплачено лишь меньше половины - 1134 из 2990 заявленных случаев по полисам компаний-банкротов. Конечно, РСА заявляет о том, что изо всех сил старается ускорить выплаты, но гражданам, которые месяцами ждут своих денег, от этого не легче.