Об этом во вторник рассказал статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов на Всероссийской научно-практической конференции, организованной Росавтодором.
Как уже писала "РГ", нечто подобное минтранс планировал ввести в отношении грузовиков весом свыше 12 тонн, следующих транзитом через территорию РФ. Однако, похоже, платными российские дороги скоро станут не только для иностранных тяжеловесов, но и для более легких отечественных авто, которых сейчас в стране насчитывается около трех миллионов.
По словам Аристова, необходимость такого решения назрела из-за того, что грузовики сильно разбивают наши дороги и министерство вынуждено искать пути решения этой проблемы. В связи с этим подготовлен и направлен в правительство проект постановления "О введении временного ограничения движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования". А кроме того, компенсировать ущерб, наносимый дорожному хозяйству, можно будет сборами с грузовиков - либо повременными (за месяц, квартал или год), либо покилометровыми. Это решение министерство должно принять до конца года. Вот только во что оно обойдется отечественному автопарку, замминистра не уточнил.
Участники конференции рассмотрели также еще несколько проблемных вопросов, которые, как правило, возникают из-за пробелов в правовом регулировании дорожного хозяйства. Из-за чего, по словам Аристова, не все планы 2005 года удалось реализовать в полном объеме. В частности, замминистра отметил, что "важнейшим условием для развития сети автомобильных дорог в России является их обеспечение земельными ресурсами". Но для перспективного строительства и реконструкции прежде всего необходимо установить единые нормы предельных минимальных размеров земельных участков как для самих дорог, так и для сооружений, необходимых для функционирования трасс. Проект соответствующего постановления минтранс подготовил и направил в правительство.
Чтобы разграничить права и обязанности в отношении автодорог между федеральными, региональными властями и органами местного самоуправления, также разработан и уже направлен в минюст проект постановления правительства "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации". Предполагается, что такое разграничение полномочий внесет ясность в вопросы, кто на конкретной дороге хозяин, не только с вытекающими правами, но и с обязанностями содержать ее в приличном состоянии. Кроме того, по поручению президента страны минтранс разработал и отправил в минфин предложения по совершенствованию механизма финансирования расходов на эксплуатацию и развитие автомобильных дорог. В них намечены целевые источники финансирования на 5-7 лет - для ликвидации накопленного отставания ремонтных работ, на нормативные межремонтные сроки, а также на 30-летний срок продолжительности жизненного цикла дорог.
"Дорожное хозяйство, - заметил Аристов, - остается единственной отраслью в Российской Федерации, не имеющей закона прямого действия, который бы регламентировал особенности правового регулирования содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог". Поэтому важнейшим принципиальным вопросом были и остаются разработка и принятие базового федерального закона "Об автомобильных дорогах". Его проект уже подготовлен, но пока проходит согласование в профильных министерствах.