Да и случай сам по себе нелепейший. Однако списывать все это на случайность вряд ли стоит. В московском метро накопилась масса проблем. О них и шел разговор в редакции.
Российская газета | Дмитрий Владимирович, вы председатель Ассамблеи метрополитенов Международного союза общественного транспорта и, конечно же, можете сравнить наше метро с другими. И как же оно выглядит?
Дмитрий Гаев | Международные эксперты разработали систему показателей, на основании которой производится мониторинг метрополитенов в течение года. Оценка касается культуры обслуживания, надежности, безопасности, эффективности экономики предприятий - всего примерно 40 параметров. Буквально на днях я читал очередной экспертный отчет 17 метрополитенов. И порадовался: по всем показателям Московский метрополитен стабильно в первой "тройке".
РГ | Генеральную программу развития метро на 2003-2007 годы, недавно представленную для рассмотрения в Мосгордуму, сняли с повестки дня как устаревшую. Что, дальше некуда развиваться?
Гаев | Проблема в том, что, получив статус закона, программа должна быть обеспечена финансами.
Но как раз этого гордума гарантировать не могла. Заложенные четыре года назад цифры и по финансированию, и по объемам строительства гораздо меньше необходимых. Следовательно, будем работать по двухлетнему плану развития метрополитена, утвержденному правительством Москвы. Он не менее жесткий, чем закон, но более гибкий. А в этом году внесем на рассмотрение план - на 2007-2009 годы.
РГ | И какие же новые станции откроются в ближайшее время?
Гаев | В этом году в центре Московского международного делового центра "Москва-Сити" на пересечении с Третьим автомобильным кольцом появится станция "Международная". В декабре 2007 года метро придет в Строгино: через станции "Парк Победы", "Славянский бульвар", "Кунцевскую-2" и уже существующие станции "Молодежная" и "Крылатское". И в это же самое время пустим в эксплуатацию центральный участок Люблинской линии от станции "Чкаловская" через станцию "Сретенский бульвар" до "Трубной". Чтобы намеченные планы выполнить, в этом году нужно освоить не менее 12,5 миллиарда рублей, а в будущем - чуть не вдвое больше - примерно 24 миллиарда рублей. Это значит, что за два года предстоит построить столько, сколько раньше строили за четыре-пять лет.
Да и 2008 год, обещаю, будет не менее активным. Войдут в строй также участки от "Трубной площади" до "Марьиной рощи", от станции "Строгино" через Мякининскую пойму до станции "Волоколамская" в первом микрорайоне Митино. За два года метрополитен станет длиннее на 20 километров!
РГ | Как будут выглядеть новые станции? Скромненько и со вкусом? Уже не шедевр архитектуры, как прежде?
Гаев | Станции будут разные. К примеру, "Трубную" построят в традиционной архитектуре глубоких станций Московского метрополитена. Это места старой Москвы, где гулял дядюшка Гиляй. Поэтому я и предложил сделать медальоны по темам очерков Гиляровского из книги "Москва и москвичи". А вот "Кунцевская-2", скорее всего, будет сделана в стиле хай-тек. Это трехплатформенная станция открытого типа, на которую станут приходить поезда с Филевской линии и нового участка Арбатско-Покровской линии.
РГ | Согласитесь, сейчас приходится тратить очень много времени, пересаживаясь с одной линии метро на другую. Многие ждут не дождутся второй кольцевой линии!
Гаев | Вы имеете в виду третий пересадочный контур? Идея его строительства поддержана правительством Москвы, и уже разрабатывается генеральная схема.
РГ | В каком месте ждать этот "спасательный круг"?
Гаев | Стартуем от станции "Международная". Потянем линию через Шелепиху и Ходынку - на этих участках велика потребность в скоростном транспорте. "Подхватим" Таганско-Краснопресненскую линию в районе "Полежаевской", Замоскворецкую - в районе "Динамо" и Серпуховско-Тимирязевскую - у "Савеловской". В настоящее время потоки пассажиров, двигающихся по этим линиям, создают наибольшую загрузку на пересадочных узлах. А мы распределим их по короткому пути. Уверен, все будут довольны.
РГ | А частные инвесторы в столице не созрели вкладываться в развитие метро?
Гаев | В мировой практике есть прекрасные примеры частно-государственного партнерства. Метрополитен Гонконга не так давно стал публичной акционерной компанией, его акции котируются на бирже. Население с большим удовольствием вкладывает в него деньги через покупку акций, благодаря чему наши коллеги имеют хороший дополнительный денежный поток - на модернизацию и развитие.
В Сеуле, например, мирно сосуществуют два метрополитена - один государственный, другой - акционерное общество, частный метрополитен. Или возьмем Токио. Часть линий там является акционерными обществами. Можно вспомнить и Лондонский сабвей. Прекрасный легкий метрополитен, который примерно 10-12 лет назад начала строить одна частная компания, вложившая в него собственные средства. Теперь она осуществляет эксплуатацию этой линии.
РГ | Какие именно?
Гаев | Это пока коммерческая тайна, хотя один из примеров я приведу. В Мякининской пойме появится станция "Мякининская". Построить ее планируется за счет инвестиций Московской области и частного инвестора. Осталось подписать некоторые документы, провести согласование между двумя правительствами - Москвы и Подмосковья. Мы готовы работать с частными инвесторами. Но, к сожалению, уже более трех лет в Думе рассматривается закон о концессиях, который никак не примут. А ведь метрополитен, как любой пассажирский транспорт, - прибыльный бизнес, если заведомо его не делать убыточным.
Сотрудники подземки теперь мгновенно связываются с милицией и спасателями. Это помогло избежать жертв и паники во время последнего ЧП на Замоскворецкой линии
Например, в прошлом году мы выложили в виде налогов более 600 миллионов рублей. Различные компании и инвестиционные фонды готовы вкладывать в московское метро свои средства. Проблема состоит лишь в том, что это должны быть "длинные" деньги со сроком окупаемости от 17 до 25 лет. Российский бизнес не готов к "длинным" деньгам. А западный - готов. Но ему нужны гарантии, среди которых, помимо закона о защите иностранных инвестиций, конечно, должен быть закон о концессиях. Именно по концессиональному принципу сейчас развиваются метрополитены в Юго-Восточной Азии, Южной Америке. Это стратегический путь. И дай бог здоровья законодателям, чтобы они быстрее приняли этот закон, тогда и появится возможность привлекать частные деньги.
Объявим подписку на акции новых линий Московского метрополитена. Если даже каждый из 2 миллиардов 600 миллионов пассажиров, которых московское метро перевезло в прошлом году, купил бы акций всего на один рубль, то на развитие метрополитена добавилось бы 2,6 миллиарда рублей инвестиций.
РГ | И тарифы повышать не будете?
Гаев | Не будем. Мы их и не повышаем. Просто приводим в соответствие с инфляцией. В сравнении с 17 крупнейшими мировыми метрополитенами стоимость проезда в Москве, рассчитанная по специальной формуле среднедушевого дохода, - самая низкая в мире. Все почему-то забывают, что, к примеру, в течение 2003 и 2004 годов тариф на проезд в метро в Москве не менялся. И если не будет резкой инфляции или еще чего-то непредсказуемого, то я не вижу острой необходимости менять тариф и в будущем году. Мы работаем по абсолютно прозрачной и понятной рыночной схеме, но, к сожалению, нам недоплачивают за работу, которую заказывают...
РГ | За льготников?
Гаев | Да мы насчитали более 80 категорий пассажиров, имеющих право на льготное обслуживание. На их долю приходится 28 процентов от общего числа пассажиров.
РГ | После терактов в метро власти обещали принять беспрецедентные меры безопасности. Приняли?
Гаев | Существует межведомственная правительственная программа по антитеррористической защищенности метрополитенов РФ, утвержденная правительством. На ее реализацию из федерального бюджета выделено 1 миллиард 400 миллионов рублей плюс более миллиарда рублей - из бюджета Москвы. Главная ее задача - создать мощную систему информации, работающую в интересах правоохранительных органов, метрополитена и пассажиров. Уже создано единое информационное радиопространство, которое позволяет сотрудникам метрополитена мгновенно связываться с правоохранительными органами. Ее эффект впервые проявился 25 мая 2005 года во время аварии в энергосистеме. Всего за 15 минут мы смогли оценить ситуацию и принять правильные решения. И во время последнего ЧП на Замоскворецкой линии тоже очень помогла обойтись без жертв и паники радиосвязь с пассажирами.
РГ | На каждой станции метро установлены так называемые информационные столбики с "тревожной кнопкой". Наверняка на нее иногда нажимают исключительно ради шутки?
Гаев | По этим системам поступает около 18-19 тысяч обращений граждан в месяц. Примерно 5 процентов сигналов - из числа тревожных: распоясался хулиган, украли сумочку, обнаружили бесхозный чемодан. Сотрудники метро без промедления приходят на помощь, если нужно - вызывают усиленный наряд милиции. На провокационные шутки не очень-то реагируют. Ведь у нас есть возможность не только слышать говорящего, но и внимательно разглядеть реально происходящее. Все линии и станции Московского метрополитена находятся под оком телеобъектива, производится автоматическая запись. Несколько раз такие записи были уже использованы в суде в качестве доказательства. А скоро даже самые укромные местечки - оборотные тупики, выходы из вентиляционных шахт будут как на ладони. Кстати, камеры транслируют "картинку" и в Ситуационный центр УВД. Теперь начальник УВД выстраивает начальников отделов и показывает им все, что у них происходит на участках. Ему и ездить с инспекцией не надо.
РГ | Вы сами часто ездите на метро? Какая у вас любимая станция?
РГ | За поручни беретесь в перчатках? Все-таки такая антисанитария....
Гаев | Носить перчатки не приучен с детства. Ни одного случая активного распространения какой-нибудь заразы в метрополитене - не только в нашем, но и в любом другом, мне не известно. В таких воздушных потоках инфекция нежизнеспособна. Кроме того, Москва сейчас реализует программу, связанную с установкой ультрафиолетовых ламп для дезинфекции вагонов, и на поручнях эскалаторов - для их облучения. Существует также очень жесткий регламент ежедневной санитарной уборки станций. А вагоны убираются через каждые 20 часов. Поэтому я гарантирую: воздух в метро чище, чем на поверхности.
РГ | Как он может быть чище, если износ вентиляционных систем метро составляет примерно 90 процентов.
Гаев | Заверяю, ни один другой метрополитен не имеет более мощной системы вентиляции, чем наш.
Другая проблема - поддержание комфортной температуры в метро. Понимаете, метрополитен спроектирован и построен по принципу погреба. Зимой набирает холод, а летом его отдает. До минувшей зимы с ее холодами было восемь теплых, поэтому холод набрать подземка не успевала. Сейчас температура на некоторых станциях поднимается до 24-25 градусов. А норма-то всего 20-21 градус! Сейчас объявляем конкурс на разработку систем водяного охлаждения вентиляционных систем подземки. Такие опытные установки должны появиться уже в ближайшее время.
РГ | Недавно на Филевской линии появился необычный серебристый поезд.
Гаев | Это "Русич". В течение 2006 и 2007 годов будет закуплено около трехсот таких вагонов. Из них будет сформировано порядка 60 поездов. Думаю, что через два года на Покровской и Филёвской линиях начнут курсировать только новые составы.
"Русич" - очень перспективный поезд. В нем ниже коэффициент утомляемости человека в пути. У "Русича" - самый лучший показатель даже среди зарубежных собратьев. В нем можно разговаривать, не напрягая голосовые связки.
РГ | А культурой обслуживания лично вы довольны?
Гаев | Сейчас стоит задача отучить работников метрополитена от мысли, что они только "перевозчики грузов". Для этого, к примеру, проводятся психологические тесты по отбору кандидатов для обучения профессии машиниста.