На днях были подведены итоги очередной, уже шестой по счету премии "Автомобиль года в России". По традиции право выбирать лучшие машины предоставили самим гражданам, что те с превеликим удовольствием и сделали.
Голосовать за полюбившиеся марки авто можно было в течение нескольких месяцев как с помощью традиционных анкет, так и посредством прогрессивных технологий - Интернета и sms. Правда, вскоре выяснилось, что наши сограждане остаются упрямыми консерваторами - три четверти голосов были получены именно в печатном виде. Всего же в акции приняли участие почти 85 тысяч человек. Для сравнения в прошлом году их было около 50 тысяч. В итоге лучших автомобилей оказалось не один, а целых восемнадцать. Именно столько классов машин выделили организаторы премии.
Торжественная "раздача слонов" прошла в одном из столичных выставочных центров, и на этой церемонии помимо многочисленных важных и не очень важных гостей присутствовали и сами победители. Почти всем лучшим автомобилям года выделили небольшое пространство в дальней части зала, и лишь две машины заняли свои места рядом со сценой. Правда, в центре внимания все равно оказались не они. Гости предпочли общаться друг с другом, с наслаждением вдыхая аромат дорогих сигар и смакуя элитные коньяки, любезно предоставленные спонсорами. Со сцены тем временем слышалась английская, французская, немецкая речь. Это представители компаний-победителей благодарили организаторов и делились своим счастьем. Отечественные автопроизводители по традиции оказались чужими на этом празднике жизни. Российские машины, конечно, присутствовали в числе номинантов, коих в общей сложности было целых 217, но признавать их лучшими упорно не желают даже ярые патриоты. И вот какие результаты принес нам очередной плебисцит.
Городские автомобили
В этом классе традиционно представлены маленькие и юркие автомобильчики. Для ценителей мощи и простора они не представляют особого интереса, но практически идеальны для больших мегаполисов. Характерно, что в число номинантов попала и наша "Ока", которая попыталась соперничать с такими красавцами, как Citroen C2, Daewoo Matiz, Chevrolet Spark, Fiat Panda и Peugeot 1007. Оба детища французского автопрома выделялись на фоне конкурентов своей резвостью и большей мощностью движка, но приз в итоге достался Peugeot. Кстати, самому дорогому автомобилю в классе.
Малый класс
Здесь конкуренция была посерьезнее. Среди 22 номинантов - сразу несколько полюбившихся нашим гражданам моделей. Citroen C3, Peugeot 206, Ford Fiesta, Skoda Fabia, Opel Corsa, Mitsubishi Colt. Компания серьезная, и тем удивительнее оказался окончательный выбор. Главный приз получил достаточно скромный по своим характеристикам Chevrolet Aveo. Видимо, этот автомобиль привлек россиян классическими, но довольно изящными внешними формами и невысокой для своего класса ценой. В базовой комплектации автомобиль стоит чуть меньше 10 тысяч долларов.
Малый средний класс
Здесь внимание привлекли старые знакомые, представленные в обновленном виде. Volksvagen Polo, Ford Focus, Kia Rio, Peugeot 307, Subaru Impreza - проверенные марки в новом исполнении заметно посвежели и радуют глаз. Компанию им составили Audi A3, Honda Civic, Hyundai Accent, Mazda 3, Opel Astra и многие другие. "Выстрелил" в этом классе и родной Волжский автозавод. Сразу четыре творения отечественных конструкторов номинировались на приз - раритетный ВАЗ-2105, уже привычные "десятка" и "пятнашка", и новая "Калина". Стоит ли говорить, что предпочтение в итоге было отдано не им. Победу праздновал Mitsubishi Lancer - мощный, скоростной и надежный.
Средний класс
Здесь состязались ребята посерьезнее - Citroen C5, Ford Mondeo, Mersedes C-класса, Toyota Avensis, Volvo S60, Subaru Legacy и даже дорогие и навороченные Lexus IS и Jaguar X-Type. Всего было представлено 25 автомобилей. Победа в итоге досталась Volkswagen Passat. Представитель германского концерна был просто счастлив получить приз и на радостях сообщил, что Volkswagen планирует открыть производство своих автомобилей а России. Это заявление, быть может, и не стало сногсшибательной новостью, но немецкий прагматизм даже в столь торжественный миг нельзя не отметить.
Бизнес-класс
Один из самых разнообразных с точки зрения цены. Здесь можно встретить и Kia Magentis за весьма скромные по меркам некоторых 18900 долларов и Jaguar S-Type, покупка которого обойдется вам почти в 70 тысяч "зеленых". Компанию им составили прошлогодний лауреат Audi A6, Lancia Thesis, Alfa Romeo 166, Honda Legend, Cadillac CTS, Hyundai Sonata. Несколько особняком в этом перечне стоит ГАЗ-31105. Принадлежность этого автомобиля к бизнес-классу оспорить сложно, но даже по базовым характеристикам российская машина заметно уступает своим зарубежным аналогам. Привлекает разве что цена - меньше 8 тысяч долларов. Но симпатии зрителей оказались на стороне Lexus GS. Автомобили этой марки завоевывают у нас все большую популярность, так что подобный результат не удивил.
Представительский класс
Здесь конкуренция не такая высокая - всего 9 претендентов. Зато каждый из них, несомненно, является мечтой автолюбителя среднего достатка. Maseratti Quatroporte, Cadillac STS, Jaguar XJ и не столь экзотичные, но не менее роскошные Audi A8, BMW 7-й серии, Lexus LS430. Странновато в этой компании выглядит разве что Ssang Yong Chairman. Однако здесь участники голосования руководствовались здоровым консерватизмом и отдали пальму первенства Mersedes-Benz S-класса. Такой автомобиль, безусловно, вызывает уважение к его хозяину, а классические формы, надежность и высочайшая репутация лишь добавляют очков.
Представительский Класс премиум
Это уже не машины, а произведения искусства. На таких авто не ездят каждый день на работу, и один факт обладания ими свидетельствует, что жизнь удалась. Судите сами - прошлогодний победитель в этой номинации Rolls-Royce Phantom мощностью 460 лошадиных сил разгоняется до сотни за 5,9 секунды и стоит не меньше полумиллиона долларов. Лишь немногим отстает от него Maybach, пересчитать которые на российских дорогах можно по пальцам. Интересно, что лучшим признали самый дешевый из представленных автомобилей - Bentley Continental Flying Spur. Он стоит "всего" 220 тысяч долларов, зато под капотом у него двигатель в астрономические 560 "лошадей", и разгоняется это чудо техники до 312 километров в час. На таком и впрямь можно взлететь.
Купе
Audi TT, Chrysler Crossfire, Lotus Exige, Nissan 350Z - управлять такими автомобилями - удовольствие не для слабонервных. Адреналин, сумасшедшая скорость в сочетании с абсолютным комфортом превращают езду в настоящее приключение. На машинах этого класса не возят мебель на дачу, не отправляются на рыбалку, да и второму пассажиру в них вряд ли будет комфортно. Но это обстоятельство нисколько не сказывается на их популярности. В этом году лучшей была признана Mazda RX8 - не самая динамичная, зато очень интересная внешне. Как говорят эксперты, зачастую именно этот фактор становится решающим.
Купе премиум
В этом классе сразу по несколько моделей представили BMW, Ferrari, Maseratti, Mersedes и Porsche. Вряд ли эти марки нуждаются в представлении. Машина класса купе премиум гарантирует повышенное внимание окружающих к ее владельцу. Правда, на наших дорогах трудно найти участок, на котором можно разогнаться как следует и прочувствовать на себе ее мощь. Симпатии россиян на этот раз оказались на стороне новинки - Porsche Cayman S. Идеальный вариант для тех, кто устал передвигаться на заднем сиденье солидного авто и хочет хотя бы иногда разрядиться за рулем. Кстати, именно этот автомобиль выиграл в международном конкурсе в номинации "Лучший спортивный автомобиль года".
Кабриолеты и родстеры
Как и годом ранее, в этой номинации состязались 17 автомобилей. Такие модели, как Ford StreetKa, Citroen C3 Pluriel, Chrysler PT Cruiser и Peugeot 206 CC, в принципе могут себе позволить и не слишком зажиточные любители покататься без крыши над головой. Но настоящая борьба за победу развернулась между другими марками: BMW 3 серии Cabrio, Chrysler Crossfire Roadster, Mersedes-Benz SLK, Porsche Boxter. И вновь на вершине оказалась классика жанра - BMW Z4. Не самая быстрая машина в классе - электроника ограничивает ее максимальную скорость - 250 километров в час, но обладает потрясающей аэродинамикой, удобна в управлении, идеальна внешне и сравнительно недорогая.
Кабриолеты и родстеры премиум
Скромности аппетитов наших соотечественников можно только позавидовать. Даже в ряду из Bentley Azure, Ferrari Superamerica, Maseratti Spyder, Mersedes SL, Jaguar XKR, Morgan Aero8 и Wiesmann MF предпочтение было отдано наиболее известной в России марке. Любовь к "Мерседесам" прошла еще одно испытание. Граждане проигнорировали автомобили ценой более ста тысяч долларов, а остановили свой выбор на Mersedes SL. Впрочем, несмотря на не самую заоблачную стоимость, победитель в этом классе выделяется скоростными качествами - разгон до 100 километров в час занимает всего 4,7 секунды.
Универсалы повышенной проходимости
Пограничный класс - еще не внедорожник, но уже и не универсал. Конкуренция здесь была наименьшей - всего три автомобиля. Как и в прошлом году, состязались между собой Audi Allroad, Subaru Legacy Outback и Volvo XC70 Cross Country. Subaru первенствовал годом ранее, теперь лавры достались Volvo. Шведский автомобиль в данном перечне оказался самым тихоходным - максимальная скорость 210 километров в час. Зато безопасность пассажиров, которой концерн уделяет повышенное внимание, подкупила респондентов. Все-таки автомобиль семейный.
Легкие внедорожники
Среди "паркетников" номинировалась и наполовину отечественная Chevrolet Niva, но с мощностью двигателя в 80 лошадиных сил трудно рассчитывать на успех. Среди прочих на победу претендовали хорошо известные BMW X3, Honda CRV, Hyundai Tuscon, Mitsubishi Outlander, Jeep Wrangler, Toyota RAV4 и Land Rover Freelsnder. Участники опроса остановили свой выбор на мощном и скоростном Subaru Forester, представленном в новом варианте кузова.
Средние внедорожники
Самый многочисленный класс внедорожников. В нем было представлено 25 автомобилей - как городских джипов, так и настоящих королей бездорожья. Тут есть и классические Jeep Cherokee и Grand Cherokee, Land Rover Defender и Mitsubishi Pajero, и более имиджевые и респектабельные Lexus 400h, Porsche Cayenne, Cadillac SRX и BMW X5. Не забыли и про отечественный УАЗ "Патриот", фигурирующий среди новинок года. Народ остановился на усредненном варианте Toyota Land Cruiser Prado - достаточно динамичной машине, но при этом с хорошей проходимостью. Правда, стоит автомобиль около 60 тысяч долларов и является одним из самых дорогих в своем классе.
Тяжелые внедорожники
Автомобили для тех, кто в детстве мечтал стать танкистом, но стал скромным миллионером. Особенно впечатляет Hummer H2, на котором не страшно пойти и на таран. Не отстают и другие "супертяжеловесы" - Ford Expedition, Chevrolet Tahoe, Mersedes G-класса, Lexus LX470 и Range Rover. Как ни странно, победил в этом классе самый шустрый автомобиль - Range Rover Sport. При своих габаритах этот внедорожник развивает скорость до 225 километров в час. Если уж месить грязь, то непременно с ветерком.
Пикапы
Безусловно, лодки, снегоходы и велосипеды лучше всегда возить с собой. А если нужно отвезти на дачу старый холодильник, то тогда лучше пикапа машины ну просто не придумаешь. В этом году претендентов было семеро, причем сразу пять автомобилей представлены как новинки. Это Great Wall Deer G5 и G3, Mitsubishi L200, Nissan Navara и SsangYong Musso Sports, к которым прибавились "старики" - Ford Ranger и Mazda B-2500. И в этом классе скорость стала определяющей. Nissan разгоняется до сотни за 11,4 секунды, и с максимальной скоростью в 170 километров в час уехал от конкурентов.
Минивэны
Автомобили для всей семьи, в которых можно перевезти и кучу всяких хозяйственных мелочей, и супругу с детишками, и даже останется место для горячо любимой тещи и пары домашних попугайчиков. Конкуренция в этом классе с каждым годом возрастает. На этот раз за главный приз боролись 24 автомобиля. Среди номинантов были замечены такие зубры, как Citroen C8, Chrysler Voyager, Ford Galaxy, Kia Carnival, Peugeot 807 и Volkswagen Touran. Российский автопром предложил в качестве альтернативы недорогой ВАЗ 2120 "Надежда", но остался неуслышанным. Победа досталась немецкому Opel Zafira. Он и разгоняется быстрее всех, и просторный, и в управлении приятный, да и стоит дешевле многих конкурентов - около 22 тысяч долларов.
Новинка года
В классе малых коммерческих автомобилей второй год подряд побеждает Renault Kangoo. Присвоение Ford Focus - одной из самых доступных и популярных марок - звания "Новинки года" вызвало у многих недоумение. Любимой маркой стала Mitsubishi.
Если уж автомобили года выбирали путем опроса граждан, то для полноты ощущений нужно выяснить, кто именно отдавал свои голоса. Тут картина получается следующей. Подавляющее большинство респондентов - 90 процентов - мужчины. А ведь еще год назад доля "слабого пола" составляла вдвое больше - одну пятую от общего числа. И это при том, что женщин за рулем с каждым днем становится все больше.
32 процента опрошенных - граждане от 25 до 35 лет. Довольно активно участвовала и молодежь. Тех, кому исполнилось от 18 до 24-27 процентов. Большинство респондентов имеют высшее образование. Таких 47 процентов. Еще 32 процента граждан получили среднее и среднее специальное образование. Что же касается материального достатка, то наиболее активным оказался средний класс. 53 процента опрошенных считают, что им вполне хватает денег на крупную бытовую технику, а вот новый автомобиль для них купить затруднительно. 28 процентов не голодают и нормально одеваются, а вот с излишествами вроде телевизора или холодильника придется повременить. Лишь 2 процента респондентов признались, что, если захочется, можно позволить себе такую роскошь, как новая дача или квартира.
Характерно, что у большинства опрошенных есть машина. Но при этом 39 процентов являются счастливыми обладателями отечественного авто, а 28 процентов передвигаются на иномарках. 35 процентов граждан приобрели автомобиль от года до трех лет назад, а еще 30 процентов - в течение последних 12 месяцев. При этом покупку машины в ближайший год планируют 27 процентов опрошенных, а еще 45 процентов сделают это чуть позже.