12.05.2006 03:00
Digital

Телеканалы не успевают за Интернетом

Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4065)
Читать на сайте RG.RU

Корпорация CBS, одна из крупнейших американских телекомпаний, открыла в Интернете новый телеканал, который называется Innertube (www.cbs.com/innertube/). В его программе три типа передач. Во-первых, там множество программ, посвященных самым популярным эфирным продуктам CBS. По каждому успешному сериалу выпускается не только "фильм о фильме", но целые сериалы о сериалах. Второй тип программ - те, что когда-то имели большой успех в эфире, но закончились. И, наконец, третий тип - это шоу, специально снятые для интернет-канала. По сути, они мало чем отличаются от эфирных. Но некоторая онлайновая специфика все-таки есть.

Программы для Интернета короче. За компьютером внимание пользователя переключается гораздо быстрее. Длинную программу мало кто досмотрит до конца - шоу, которое в эфире заняло бы полчаса, тут делают вдвое короче. Хотя и это, возможно, многовато. Грубо говоря, в новых медиасредах действует принцип: чем меньше экран, тем компактнее информация. Скажем, в сериалах, которые делают для мобильных телефонов (там тоже есть видео), нормальная длина - одна-две минуты.

Но вернемся к каналу Innertube. Качество картинки тут как раз на высоте, не хуже телевизионного. Если открыть видео на полный экран (для этого есть специальная кнопка) и отойти на два метра, как от телевизора, разницу не заметишь. Дело в том, что качество обычного телевизионного сигнала довольно невысокое, если оценивать его с точки зрения современных технологий. Видео в стандарте PAL на DVD-диске, например, - это 768 точек в ширину. Экран среднего компьютера - 1024. А видео онлайнового канала CBS - около 500.

Другое отличие интернет-телепрограмм от эфирных - более активная интеграция спонсоров в контекст программы. Все хуже себя чувствует традиционная рекламная модель, когда зритель смотрит ролик спонсора до программы, после нее и даже в промежутках. Ведь у пользователя компьютера найдутся способы "вырезать" рекламу. Поэтому производители телепрограмм для Интернета интегрируют спонсоров прямо в сюжет. Скажем, если герой программы встречается с девушкой, они пойдут не в абы какой ресторан, а к спонсору шоу. Чисто рекламные вставки там тоже есть. Но совсем-совсем короткие.

Впрочем, нельзя сказать, что на интернет-телеканалах нет привычных телероликов, отдельных от самих программ. Ведь CBS, открывая интернет-телеканал, не экспериментирует. Такие проекты уже существуют, и их немало. У MTV онлайновых телеканалов даже несколько, они даже анонсировали, что будут показывать программы одновременно в эфире и в Интернете. И в компьютерном формате перед клипами вставлены рекламные ролики. MTV призывает рекламодателей размещать свои материалы в обеих средах одновременно. Вот и телекомпания CBS пришла за своей долей на этот рынок. Рынок пока маленький, но чрезвычайно перспективный.

При этом, к сожалению, телевизионщики остаются в своих рамках. Они адаптируют длину программы, способ внедрения в нее рекламы. Но забывают, что в Интернете важно не только мясо, но и гарнир. Например, вы смотрите второй выпуск интернет-программы. Но ваши возможности управления ограничиваются остановкой видео, раскрытием картинки на полный экран и выбором другой программы. Нажав на номер выпуска, вы не получите список всех остальных. Нажав на название программы, не прочтете ее описание. Пользователь не получает того богатства возможностей, к которому привык в Интернете. Поэтому высоки шансы, что нынешние телеканалы опоздают на поезд онлайн-видео. Они, конечно, большие, богатые и мощные. Но они прикручивают руль к седлу, вместо того чтобы пересесть с лошади на автомобиль. Поэтому молодой, но ранний сервер для видеороликов YouTube.com и обгоняет их настолько, что даже имя канала Innertube выбрано, похоже, по созвучию.

Интернет