В России не счесть машин, оборудованных сиренами, мигалками, спецномерами. Тогда как распоряжением российского премьера особый дорожный режим установлен только для самых-самых...
"Объехать" правительственное предписание не составляет труда. Любой важный чиновник, едучи по делам, спокойно обходится и без мигалки. Его помощник, прежде чем вызвать машину к подъезду, звонит в ГИБДД: "В такое-то время Иван Иваныч проследует по такому-то маршруту. Прошу обеспечить...". И обеспечивают, перекрывая движение для остальных. А чиновникам среднего и низшего звена даже и это не требуется. Промчался на красный, нырнул под "кирпич", развернулся через двойную сплошную - служебная "корочка", небрежно предъявленная постовому, избавляет от штрафа и объяснений.
Стремление установить законодательный шлагбаум на пути караванов с мигалками, спецномерами возникает в России непрестанно. И не только у тех, кто обделен счастливой привилегией ездить как хочется. Недавно "Единая Россия" внесла в Госдуму пакет поправок в Закон "О безопасности дорожного движения". В нем предлагается сократить число спецномеров до одной тысячи, а перекрывать движение - только для пропуска кортежей президента, премьера и глав иностранных государств. Представители КПРФ, "Родины" и несколько независимых депутатов откликнулись на инициативу коллег еще более радикальным проектом: полностью запретить использование спецномеров, а спецсигналы оставить лишь оперативным службам (скорой помощи, милиции, МЧС, пожарным) и восьми государственным лицам (президенту, премьеру, председателям Совета Федерации и Госдумы, председателям Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и Генпрокурору).
На пленарное заседание эти законопроекты пока не вынесены. Оба направлены в правительство. Именно правительственными постановлениями определяется список служб и должностных лиц, имеющих привилегии на дорогах.
Попытки поставить чиновников в общий дорожный ряд предпринимались многократно. Последнее правительственное постановление о сокращении автопарка с мигалками и спецномерами готовилось около полугода. Слухи об этом ходили. Казалось, все логично: если в ходе административной реформы сократилось число министерств, значит меньше должно быть машин с привилегиями. В конце концов был утвержден список государственных органов и отдельных должностных лиц, имеющих право ездить не как все. Получилось занятно. Количество машин со спецсигналами и мигалками не сократилось, а возросло. Теперь их 633.
Вспоминается и благородный почин предыдущей Госдумы. Ею были одобрены в первом чтении поправки к Закону "О безопасности дорожного движения". Количество чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия, предполагалось резко ограничить. Результат голосования получился феноменальным: только один был против. А 298 депутатов таким образом изъявили готовность поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении почин законодателей выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся "Ауди" или "Волгой". Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было ж понятно: блажь, накатившая на депутатов, выветрится уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.
Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая начальников разного калибра оснащать свои служебные лимузины мигалками, спецномерами, "крякалками" и прочей дребеденью. Мигалка - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И покуда движение у нас напоминает вавилонское столпотворение, пока инспектор ГИБДД может делать с водителем все, что захочет, мигалки и спецномера неотменимы никакими законами - жизнь все равно возьмет свое.
Почему исчезли спецраспределители? Куда девались те кормушки, где отечественная номенклатура отоваривалась сервелатом, черной и красной икрой, прочей снедью, не в входившей в "товары широкого потребления"? Элементарный ответ: этого добра в супермаркетах теперь хоть завались. Как покончили с продовольственным дефицитом, так сама собой, без всяких законодательных новаций отпала нужда в кремлевских пайках. Впрочем, и съестное изобилие не упраздняет извечную тягу чиновничества к установлению иерархии все в том же, к примеру, застолье: на официальных банкетах накрывается отдельный стол "для президиума".
Если привилегии (для чиновников, крупных бизнесменов, иных влиятельных сословий) существуют в принципе, как социальная данность, то эти привилегии будут шире дорожного полотна. Они обязательно распространятся и на другие сферы жизни.
Нет такой силы, какая заставила бы высокостатусных лиц отказаться от демонстрации своего статуса. Скажем, VIP-зал в аэропортах - это не только способ избежать толчеи при таможенном досмотре и прохождении паспортного контроля. Это - знак кастовой принадлежности. Такой же, как мигалка, служебный "БМВ" и т.п. И потому эти знаки неотменимы.