Решение Владимира Устинова оставить кресло Генерального прокурора стало полной неожиданностью для парламентариев. Большинство из них узнали об этой отставке вчера рано утром.
Спикер СФ Сергей Миронов открыл заседание палаты с предложения дополнить повестку дня вопросом об увольнении Генпрокурора. Председатель палаты сообщил сенаторам, что в его распоряжении есть написанное собственноручно Устиновым заявление об увольнении.
В заявлении, которое состоит буквально из нескольких строк, Устинов написал, что просит Совет Федерации рассмотреть эту просьбу без его присутствия.
Вышедшие на трибуну председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров и глава Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Станислав Вавилов, повторяя друг друга практически слово в слово, рассказали коллегам, что оба их комитета уже провели заседания, в ходе которых заявление Устинова было внимательно и подробно рассмотрено. Оба высокопоставленных сенатора рекомендовали палате одобрить отставку Генпрокурора.
Напомним, что в соответствии с существующим порядком Генеральный прокурор РФ назначается на должность и отправляется в отставку Советом Федерации после соответствующего представления президента. По словам полномочного представителя президента в верхней палате парламента Александра Котенкова, официальное письмо Владимира Путина с рекомендацией сенаторам одобрить отставку Владимира Устинова было направлено в Совет Федерации в четверг.
"Это решение принято президентом на основании личного заявления Устинова", - сказал Котенков. Сенаторы проголосовали за отставку Генерального прокурора (140 проголосовали "за", "против" - нет, двое воздержались).
Лишь сенатор Валерий Сударенков попросил руководство палаты все-таки "упомянуть мотивы" отставки Генпрокурора при оформлении официального решения верхней палаты на этот счет. Однако его просьба осталась без ответа.
Вице-спикер СФ Александр Торшин сообщил корреспонденту "РГ", что не видит необходимости в письменном объяснении причин ухода Генпрокурора. "Сейчас ведь нет никакого кризиса в стране, обстановка не катастрофическая. А палата поступила очень правильно, проявив уважение к просьбе Устинова и единодушно ее поддержав", - заявил Торшин.
Спикер СФ Сергей Миронов заявил "РГ", что в отставке Генпрокурора "нет политической подоплеки". "В четверг президент пригласил меня в Кремль и вручил представление на отставку Устинова. Из разговора с главой государства я понял, что это решение техническое и абсолютно никакой политики, никаких тайных пружин в нем нет", - сказал Миронов.
По словам Сергея Миронова, сенаторы успели обсудить заявление Устинова в пятницу рано утром: в девять утра были проведены заседания Комитета СФ по обороне и безопасности и Комитета СФ по правовым и судебным вопросам. А в 9.30 прошло заседание Совета палаты, на котором это заявление обсуждалось всеми сенаторами.
Судя по всему, никто из сенаторов не был осведомлен о грядущей отставке. Член Комитета СФ по обороне и безопасности Исса Костоев, который сам в свое время занимал высокие посты в Генпрокуратуре, рассказал "РГ", что в среду 31 мая встречался с Устиновым и не заметил "ничего необычного".
В кулуарных разговорах парламентарии рассказывают, что Владимир Устинов, возможно, получит в скором времени высокую должность, связанную с борьбой с коррупцией. "Учитывая, что борьба с коррупцией декларируется президентом в качестве одной из главных целей, такое назначение было бы логичным", - сообщил "РГ" один из сенаторов.