07.06.2006 02:00
Digital

Бесплатный мультик из Интернета впечатляет сильнее голливудских лент

Текст:  Александр Гагин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4086)
Читать на сайте RG.RU

А суть в том, что графическая основа фильма сделана за семь месяцев командой из шести человек, а весь бюджет проекта - 120 тысяч евро. Причем, несмотря на претензии к сюжету, его качество - на голливудском уровне. А грубое сравнение с одним из коммерческих полнометражных трехмерных мультфильмов показывает, что минута анимации Elephants Dream обошлась в 38 раз дешевле, даже если не считать затраты на маркетинг и распространение фильма. Секрет, конечно, в бескорыстной поддержке проекта самыми разными людьми и организациями. И в инструментах, использованных для производства видео, - все они бесплатные. Главная программа - пакет трехмерной анимации - называется Blender, ее создал продюсер мультика, голландец Тон Розендал. У Blender долгая история. В 1988 году Розендал был одним из основателей голландской студии анимации NeoGeo, которая вскоре стала крупнейшей в Нидерландах. Розендал занимался там и художественной работой, и компьютерными технологиями. В 1995 году разработанная студией программа была переписана с нуля с учетом накопленного опыта, в результате чего получилась первая версия пакета Blender. В 1998 году Розендал учредил компанию Not A Number, которая должна была дальше развивать эту программу с целью создать бесплатную и открытую платформу для производства трехмерной анимации. Успешно показав продукт на выставке, предприятие получило серьезные инвестиции - 4,5 миллиона евро. Штат был увеличен до 50 человек, была выпущена новая версия программы. Но вот коммерческого успеха добиться не удалось, пришлось искать новых инвесторов, и в итоге они решили закрыть проект. Но Розендал не отчаялся, организовал некоммерческий фонд, собрал в Интернете 100 тысяч евро и выкупил у инвесторов права на программу, сделав ее уже окончательно бесплатной. Это произошло осенью 2002 года. С тех пор программа развивалась совместными усилиями интернет-сообщества и поддерживающих организаций. В мае 2005 года Розендал решил сделать полноценный мультфильм и успешно реализовал этот проект за год при поддержке Голландского института медиа-искусства. И с помощью пользователей Интернета: предварительные заказы на DVD принимались на сайте www.elephantsdream.org с сентября прошлого года. Сумма предполагала финансовую поддержку продукта: 39 евро - это заметно выше, чем обычная цена фильма. Было принято две тысячи заказов - как несложно посчитать, это обеспечило более половины бюджета проекта. Эти люди получили диски до официальной премьеры (с 18 мая фильм может скачать с этого сайта любой желающий), и их имена были включены в титры.

Бесплатный десятиминутный мультик из Интернета впечатляет сильнее голливудских лент

Но фильм не только бесплатен и сделан при помощи бесплатных программ. Это проект с открытыми исходными кодами. Любой желающий может взять программу Blender, взять файлы со сценами и трехмерными моделями и сгенерировать свою копию фильма (хотя чтобы «обсчитать» всю эту графику в разумные сроки, использовался суперкомпьютерный кластер). Впрочем, делать простую копию было бы неинтересно. Можно что-то поменять, можно расширить сюжет или поменять ракурсы. Или решать более практическую задачу - синхронизацию движения губ персонажей и слов перевода. Обычно при переводе на русский для этого приходится специальным образом подбирать слова, чтобы их ритм примерно соответствовал американскому оригиналу. В случае когда исходные материалы фильма открыты, можно делать наоборот. Но важнейшее применение исходных кодов фильма - изучение на их примере работы с программой Blender, чтобы сделать потом свой проект. Ведь шесть человек, работавшие над фильмом, - это самые лучшие пользователи Blender, которые приехали в Амстердам для работы над проектом со всего мира. Скажем, режиссером был живущий в США сириец. Собственно, в этом и была одна из задач проекта - продвижение и презентация возможностей этой программы. Она достигнута, да еще как. Можно не сомневаться, что мы еще увидим не один фильм, сделанный с помощью пакета Blender. И скорее всего - на большом экране.

Интернет