По данным исследования, к автовладельцам себя причисляет 17 процентов населения страны. Наибольшее их количество сосредоточено в Дальневосточном федеральном округе, там в ответ на вопрос - "есть ли у Вас автомобиль?" положительно ответил каждый третий респондент.
Сильный пол по-прежнему доминирует среди автолюбителей - мужчин за рулем в среднем по России 26 процентов, женщин 9 процентов. Эти показатели несколько меняются в крупных городах - там женщин за рулем оказывается несколько больше.
Надо отметить, что массированная рекламная кампания, предшествовавшая старту ОСАГО, и большой размер штрафа за езду без полиса в итоге привели к тому, что заветную бумагу имеют с собой 97 процентов автолюбителей.
При этом каждый десятый автомобилист недоволен услугами, предоставляемыми по этому виду страхования, а 23 процента опрошенных не определились со своим отношением к обязательной автогражданке.
В социологическом опросе ROMIR Monitoring приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в более чем 100 городах и селах России, расположенных на территории всех семи федеральных округов. Статистическая погрешность не превысила 2,5 процента.
Сами страховщики положительно оценивают введение обязательного страхования автогражданской ответственности. Однако в последнее время в ситуации на этом сегменте страхового рынка наметились некоторые болевые точки. Например, при подведении итогов работы в первом квартале 2006 года впервые с момента начала действия закона выплаты пострадавшим в ДТП составили больше половины собранных по ОСАГО средств (53 процента). Согласно закону, еще 3 процента перечисляются в резервный фонд, а 20 процентов страховой премии тратится на обеспечение собственной деятельности. Таким образом, на чистую прибыль осталось 24 процента от всех собранных средств.
Так или иначе, убыточность ОСАГО для страховых компаний постепенно растет (раньше на прибыль оставалось до 30-40 процентов собранных взносов). Это связано и с ростом тарифов на ремонт, и с тем, что количество страховых случаев становится все больше с увеличением парка автомобилей. Да и сами автомобили становятся все дороже, что также ведет к увеличению выплат в случае ДТП. К тому же никто не отменял инфляцию. Отсутствие единой базы страховых случаев приводит к тому, что практически не работает система "бонус-малус". При этом неаккуратные водители, которые в течение года несколько раз попадали в аварии, просто переходят на следующий год в другую страховую компанию, начиная жизнь в ней с чистого листа.
Так что эволюционные изменения в закон об ОСАГО необходимы. Чего же можно ожидать в ближайшее время?
До конца весенней сессии Государственной Думы депутаты собираются принять целый ряд поправок в закон. Во-первых, привязать наконец страховой полис к водителю, а не к автомобилю. Не секрет, что сегодня автомобиль для большинства уже не является роскошью, бережно хранимой в семье не один десяток лет, а существующий закон при смене автолюбителем своего "железного друга" обнуляет всю его историю. Получается, что даже если до этого момента на старом автомобиле гражданин без единой аварии отъездил не один десяток лет (встречаются ведь и такие асы!), при покупке новой машины для страховой компании он превращается в зеленого новичка. Таким образом, экономическая заинтересованность автовладельцев в безаварийной езде сводится на нет.
Для тех, кто водит машину только летом и только на дачу собираются "скостить" срок минимального действия страхового полиса ОСАГО. Сегодня он составляет полгода, вполне возможно, что после принятия поправок эта цифра уменьшится вдвое - до трех месяцев.
Одной из негативных сторон ОСАГО является тот факт, что потерпевший вынужден обращаться за выплатой по ОСАГО не в свою страховую компанию, а в ту, где оформлен полис на виновника ДТП. В результате получается, что невиновный страдает больше, чем тот, кто является истинным нарушителем, тот ведь чинит машину за свой счет! В результате доверие к системе обязательного автострахования падает. Для минимизации негатива сегодня 9 страховых компаний договорились о взаимном урегулировании убытков. Однако для того чтобы провести такую возможность на законодательном уровне, необходимо вносить поправки в Налоговый кодекс. Происходит это потому, что на данный момент страховая деятельность не облагается НДС, а в случае передачи финансовой ответственности уже необходимо платить налог.
Наконец, еще одна поправка будет касаться самых мобильных автовладельцев, которые выезжают на собственных автомобилях за границу. Сегодня они вынуждены для свободного передвижения по территории другого государства покупать местный аналог ОСАГО. Для того чтобы российский обязательный страховой полис стал "свободно конвертируемым", необходимо вхождение России в международную систему "Зеленая карта".
От того, насколько оперативно они будут рассмотрены и приняты, зависит уровень доверия миллионов российских автовладельцев к страховому рынку.