В ночь на 27 февраля прошлого года сотрудники полка ДПС УВД Новосибирска остановили иномарку, проехавшую на красный сигнал светофора. В "Тойоте", нарушившей правила, находилась компания подвыпивших молодых людей. Причем, как утверждают свидетели и понятые, впечатление пьяного производил и сам водитель: он покачивался и распространял запах спиртного. "Он был никакой, я не знаю, как он машину вел", - говорит Бугурнов. Казалось бы, ситуация однозначная: явно нетрезвый автомобилист представляет собой реальную опасность, и все это безобразие необходимо пресечь. Однако нарушитель предъявил служебное удостоверение помощника прокурора Железнодорожного района Василия Савицкого и заявил, что находится вне компетенции милиции.
Посовещавшись с начальством, сотрудники ГИБДД все же приняли решение составить протокол и отстранить пьяного водителя от управления автомобилем, невзирая на его чины и звания. Пока Александр Бугурнов оформлял необходимые бумаги в служебном автомобиле, "Тойота" вдруг тронулась. Догнать Василия Савицкого, бросившего машину во дворе, удалось только в подъезде его дома - как говорит гаишник, он едва успел протиснуться в дверь, которая закрывалась за нарушителем. В подъезде произошел конфликт. Как утверждает Василий Савицкий, милиционер бил его кулаками по лицу и угрожал пистолетом. Совсем по-другому описывает события лейтенант ДПС - по его словам, он применил силовой прием, надел на помощника прокурора наручники и отвел в служебную машину. "Тойота" была отправлена на штрафстоянку, а Василий Савицкий был доставлен в райотдел, где его допросили. "Мне отдали приказ составить протокол об административном правонарушении, - вспоминает Бугурнов. - И я его выполнял, у меня не было выбора. Хотя подозревал, что проблем с прокуратурой потом не оберешься. Так и вышло".
От медицинского освидетельствования помощник прокурора в тот момент отказался, однако затем предоставил заключение об отсутствии в крови спиртного - обследование, что характерно, было проведено спустя 16 часов. Кроме того, Василий Савицкий подал рапорт, требуя привлечь к уголовной ответственности Александра Бугурнова. И принес справки из больницы об ушибах мягких тканей лица (хотя, отметим, судмедэкспертизу, обязательную в таких случаях, он не проходил). Так или иначе, но в мае нынешнего года лейтенант был осужден районным судом к четырем годам лишения свободы условно. Как сказано в приговоре, милиционер нарушил Федеральный закон "О прокуратуре". "Проверка в отношении сотрудников прокуратуры может проводиться только самой прокуратурой, но никак не милицией", - утверждает суд. Таким образом, считает Александр Бугурнов, прокуратуре присвоена неприкосновенность, хотя на самом деле прокурорские работники должны нести административную ответственность на общих основаниях. Иначе действительно получается как-то глупо: какая разница, кто ведет машину в нетрезвом состоянии, прокурор или электрик?.. "Конфликт между мной и Савицким уже никого не интересует, - считает Бугурнов. - Важен принцип: могут прокурорские работники безнаказанно ездить пьяными или все-таки нет?"
- В законе о прокуратуре говорится о проверке сообщений - действительно, милиция не может самостоятельно проверять сообщения или информацию о противозаконных действиях сотрудников прокуратуры, - говорит адвокат осужденного Геннадий Шишебаров. - Но в данном случае никакого сообщения не было - лейтенант непосредственно обнаружил факт административного правонарушения и был обязан принять меры. Закон о прокуратуре не запрещает возбуждать административные дела на работников прокуратуры, не предписывает обязательно вызывать вышестоящего прокурора на место происшествия. Однако в Новосибирске сложилась именно такая практика применения этого закона, и мы планируем обратиться в Конституционный суд с жалобой на несоответствие правоприменения закона Конституции РФ.
Как считают автовладельцы, вышедшие на площадь поддержать Александра Бугурнова, эта история вышла за рамки привычного противостояния прокуратуры и милиции. Она ярко иллюстрирует практику двойных стандартов на дороге, когда одни водители (с хитрыми служебными удостоверениями) "равнее" других. Кстати, сам Бугурнов постеснялся подойти к митингующим и наблюдал за всем со стороны - вдруг заподозрят в организации и в попытках оказать давление на суд?.. Хотя на самом деле большинство из сотни пришедших на митинг автовладельцев, ранее не замеченных в симпатиях к ГАИ, готовы были бы пожать ему руку.