К слову, в 2008 году ФСФР может присоединиться к Международной ассоциации регуляторов на рынке ценных бумаг, что расширит возможности для обмена конфиденциальной информацией с регуляторами рынка других стран. А пока отечественный регулятор активно наводит порядок на "родном поле". По словам Вьюгина, уже летом ФСФР направит на согласование в министерства и ведомства законопроект о Центральном депозитарии. Это, во-первых, удешевит учет прав собственности. А во-вторых, усовершенствует саму систему - сейчас при обилии организаций, которые занимаются регистрацией реестров держателей акций, возможна утрата информации, появление двойных "списков". Что, кстати, тормозит привлечение инвесторов в российские компании и активно используется при переделе собственности рейдерами. В Центральный депозитарий будут стекаться все данные о реестрах и соответственно риски существенно уменьшатся. Новая структура будет обладать и эксклюзивным правом проводить расчеты по сделкам, совершенным на организованных торгах. Кроме того, ФСФР намерена принять положение о деятельности регистраторов. По словам Вьюгина, появятся законы по российским депозитарным распискам, по ипотечным ценным бумагам, по судебной защите срочных сделок.
В этом же году ФСФР намерена подготовить и проект доклада по созданию на финансовом рынке мегарегулятора, в поле зрения которого попадут не только профессиональные участники фондового рынка, но и банки, страховые компании. Впрочем, согласование доклада, не исключает Вьюгин, "будет долгим и сложным". И пока его главная цель - взвесить все "за" и "против".
Скоро "входной билет" на биржу получат инновационные компании - ФСФР ожидает, что в июле минюст зарегистрирует правила, по которым на биржах будут создаваться сектора таких перспективных компаний. А мининформсвязи уже сейчас с оптимизмом оценивает будущее рынка информации и коммуникаций. По данным министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, скорость развития этой отрасли в 4 раза превышает темпы роста ВВП, к 2010 году ее доля в структуре внутреннего валового продукта может достичь 10 процентов.
Но пока, несомненно, самым лакомым куском для крупного капитала остаются добывающие компании. Это подтверждают и прогнозы Вьюгина о планируемом публичном размещении акций "Роснефтью". Он считает, что в нем "первичную роль" сыграют институциональные инвесторы, а не физические лица, которым тоже предложат акции. "Российское население вряд ли внесет большие суммы", - сказал он.
Российский нефтегазовый сектор поддержал на конференции и экс-канцлер Германии Герхард Шредер. Он предупредил, что сложности вокруг Ирана могут поднять цену нефти до 100 долларов за баррель. А Россию назвал "надежным поставщиком энергоресурсов в Германию и другие страны Европы" на протяжении последних 30 лет. Он выразил уверенность, что такое положение сохранится и в будущем. Европа, согласен Шредер, должна увеличивать поставки энергоресурсов из стран Ближнего и Среднего Востока, Нигерии, Ливии и Алжира. "Однако мы не должны делать вид, что они являются надежной альтернативой поставкам энергоносителей из РФ", - отметил экс-канцлер. Шредер считает, что Европа сейчас находится в состоянии конкуренции за энергоносители, ее зависимость от импорта нефти, газа и угля будет только увеличиваться. И в этих условиях экс-канцлер призвал европейцев "не закрываться от России" и не применять запретительные меры по отношению к российским компаниям. Шредер поддержал проект строительства Северо-Европейского газопровода. А для безопасности российских поставок газа в Европу призвал сократить его транспортировку через Украину. Вполне оптимистичны взгляды бывшего канцлера и на российскую экономику в целом. По его словам, реформы последних лет поставили нашу страну "на тот путь, когда она может рассчитывать на стабильный рост ВВП на уровне 5-8 процентов".
Россия будет выбирать приоритеты своей экономической политики, исходя из естественных преимуществ, поддержал энергосектор руководитель Экспертного управления при президенте РФ Аркадий Дворкович. Но - на основе современных технологий, увеличивая долю продукции последнего передела. Что же касается крупных компаний, находящихся в госсобственности, то они, по словам Дворковича, уже сейчас руководствуются теми же критериями эффективности и прозрачности, что и западные международные компании. Между тем, по мнению Дворковича, нынешняя налоговая нагрузка на российские предприятия велика - в изменении нуждаются налог на добавленную стоимость, единый соцналог, налог на прибыль. Впрочем, их снижение, считает глава Экспертного управления, должно проводиться постепенно.