В своей жалобе профессор просил суд отменить документ под названием "Правила задержания транспортного средства", которые были утверждены постановлением правительства России еще в декабре 2003 года. А еще Кобринский хотел, чтобы была признана незаконной и противоречащей Конституции нынешняя процедура эвакуации машин. Если быть совсем точным, то профессор писал о том, что в статье 35 нашего Основного Закона есть пункт 3, в котором сказано, что частная собственность может быть изъята не иначе как по решению суда. А эвакуатор "изымает" собственность, не спрося суд.
Кроме того, уверен Кобринский, правила эвакуации противоречат еще и Кодексу об административных правонарушениях. Там есть статья 1219. А в ней, на взгляд Кобринского, прямо прописан запрет на эвакуацию транспортного средства и его удержание на стоянках. Профессор уверен, что при эвакуации у граждан вымогают почти 3000 рублей за "услуги" по увозу автомобиля.
Причем решение о задержании автомобиля принимает инспектор ГИБДД, а деньги за услуги берет частная коммерческая фирма.
Иск профессор проиграл. Все дело оказалось в точности формулировок. Дело в том, что в правилах, о которых идет речь (кстати, утвержденных правительством России), слово "эвакуация" заменено на "перемещение" и закреплено законодательно.
Представители правительства, которые вчера выступали в суде в роли ответчиков, заявили, что "такого понятия, как "эвакуация транспортного средства", юриспруденция не знает", а понятие "перемещение" определено на законодательном уровне.
В итоге Верховный суд согласился с доводами ответчиков и отказал в удовлетворении жалобы. Кобринский таким решением судей не удовлетворен и заявил, что будет обжаловать его в Кассационной коллегии Верховного суда. Кстати, подобный иск уже не первый. Еще в мае нынешнего года Верховный суд отказал другому петербуржцу - юристу Сергею Носову - в удовлетворении иска. Сергей Носов пытался оспорить несоразмерные, с его точки зрения, тарифы на "услуги" эвакуаторов. Выиграть дело в суде он не смог.
Иски проиграны. Но проблема осталась. Ее усугубил недавний пожар на штрафстоянке в Дмитровском районе Московской области, где сгорели около 70 частных транспортных средств и документы к ним. Несчастье показало, что эвакуация, то есть "перемещение" машин, может закончиться и полной потерей авто. В Дмитрове теперь гадают, кто и как будет возмещать огромный ущерб. Часто ведь у "охранных" фирм кроме колючей проволоки и будки для Барбоса никакой другой собственности просто нет. А ГИБДД платить не будет, потому как сдало автомобиль на "ответственное хранение".
Досье "РГ"
Как должны эвакуировать личные автомобили по правилам?
Если машина припаркована с нарушением правил стоянки или остановки и при этом мешает движению других машин или уборке улиц, только в этом случае ее перемещают на специализированную стоянку. Инспектор ГИБДД составляет протокол о нарушении и сообщает, например в Москве, в единую диспетчерскую службу. Она уже направляет к месту соответствующую технику для перемещения авто нарушителя. Далее в присутствии инспектора лицо, ответственное за перемещение транспортного средства, проводит его осмотр, опечатывает и соответственно увозит. Хозяин машины, для того чтобы получить машину обратно, должен получить у инспектора протокол, заплатить штраф, получить у инспектора отметку о том, что причина задержания транспортного средства устранена, и только после этого направляться на стоянку за авто. Эти правила едины для всей страны. Тарифы за "перемещение" и "хранение" устанавливают местные органы власти. Для Москвы перемещение и три часа хранения - бесплатно.