Как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в министерстве внутренних дел, речь не идет о спецназе - "силовиках", осуществляющих задержание преступников, освобождение заложников и другие силовые акции с оружием. Создаются, причем пока только в порядке эксперимента, подразделения из оперативников уголовного розыска - тех, кто в основном служит "на земле". Собирают улики, оперативную информацию, работают с потерпевшими и свидетелями, словом, расследуют преступление по горячим следам. Только теперь их "землей" станет автомобильная дорога.
Почему эксперимент? Потому что эти новые подразделения должны будут, по идее, тесно взаимодействовать с другими, тоже экспериментальными формированиями, - отделами дорожной милиции. Разумеется, будет налажена совместная работа и с дорожно-патрульной службой ГИБДД.
Выбраны наиболее криминогенные автотрассы в 50 областях - прежде всего в Южном и Центральном федеральных округах. Именно здесь происходит наибольшее количество нападений на водителей, особенно большегрузных "дальнобойщиков", угонов машин, даже захватов строительной техники. В прошлом году на дорогах страны произошло пятнадцать с половиной тысяч различных преступлений.
Задача новых подразделений - оградить водителей от подобных неприятностей. Если потребуется, такие подразделения милиции даже выделят охрану для автобусов с детьми, туристами или "челноками", для сопровождения особо ценных грузов.
Обычно безопасностью дорог милиция занималась эпизодически - проводила операции "Большегруз" и "Трасса". Эффект получался хороший, но временный. Теперь такая профилактическая операция должна стать постоянной.
Кто войдет в новые подразделения помимо оперативных сотрудников? Предполагается включить в состав как минимум две категории специалистов - аналитиков и криминалистов. Сложность работы на автотрассе - в быстро меняющейся и устаревающей информации. Это не городской "спальный" район с постоянным количеством жителей, ларьков, школ, рынков. Здесь чаще бывают уголовные "гастролеры", могут прорываться террористы. Милиционерам нужна не просто оперативная информация местного значения, а по сути - своеобразная разведка, причем действующая в разных регионах страны: кто, когда, откуда, на какой машине собирается проехать по контролируемому участку. "Дорожный спецназ" должен получить доступ к информационным базам своего ведомства и иметь возможность на месте, мобильно провести некоторые экспертно-криминалистические исследования. Ведь порой до милицейских лабораторий, как говорится, семь верст в объезд.
И еще, конечно, в распоряжении "дорожного спецназа" будет группа захвата - омоновцы или бойцы из местных полков дорожно-патрульной службы.