В последнее время в российском Интернете участились случаи появления веб-сайтов, на которых предлагаются различные финансовые услуги с использованием платежных банковских карт. При этом пользователям предлагается указать все реквизиты карт, включая ПИН-код.
Однако передача этой информации ведется без использования защищенных протоколов информационного обмена. По мнению Центробанка, это говорит о том, что за этими предложениями скрываются мошеннические действия, известные во всем мире как "фишинг" - заманивание пользователей с целью получения конфиденциальной информации и доступа к их деньгам.
Россияне впервые столкнулись с этим видом мошенничества весной 2004 года, когда часть клиентов Ситибанка получили письма, направленные якобы администрацией банка, с просьбой подтвердить данные своих пластиковых карт. Письма содержали ссылку на лже-сайт Ситибанка, где владельцам карт предлагали заполнить анкету, указав номера карт и их ПИН-коды. И хотя подтвержденных случаев мошенничества среди клиентов Ситибанка обнаружено не было, банк тогда официально предупредил российских клиентов о возможности фишинга.
Однако банкиры считают, что фишинг-мошенники, как правило, интересуются держателями карт крупных западных банков и для простого российского обывателя не опасны. Банкиры не подтверждают информацию ЦБ об активизации карточных мошенников, хотя и соглашаются, что уровень мошенничества с картами, выпущенными российскими банками, тоже понемногу растет.
Кстати, в том же Ситибанке утверждают, что число обращений клиентов с опротестованием транзакций по картам в последнее время не увеличивалось. И
тем не менее для безопасности ваших денег банкиры рекомендуют при расчете за услуги или оплате товаров через Интернет использовать только специальные карты и ни в коем случае не открывать свои ПИН-коды или пароли к интернет-банкингу.