Фраза поэта "когда б вы знали, из какого сора растут стихи", оказывается, в полной мере применима и к программным политическим статьям, даже вышедшим из-под пера не просто мэра, а сопредседателя Высшего совета "Единой России", коим Юрий Лужков является. По его собственному признанию, последней каплей, заставившей "хозяйственника" взяться за перо, стала реакция мэров Берлина и Парижа на решение запретить гей-парад в Москве (или, вернее, даже не рассматривать подобную заявку). Коллеги (при молчаливой поддержке мэра Нью-Йорка) высказали Лужкову свое порицание и обвинили в нарушении прав человека вообще и свободы слова в частности, а потом и в "конфликте с правозащитниками" и демократией как таковой. Московский мэр сделал из этого спора достаточно далеко идущие выводы - "пришлось заняться определением положения России в мире" и наконец разобраться, за что же нас постоянно критикует Запад, за что так не любит и отчего пытается "диктовать свои условия и навязывать свои ценности". Что и было сделано в статье, где про геев ни слова, но содержатся размышления на темы судеб и места России на планете в эпоху глобализации и противоборства интересов сразу нескольких держав и центров влияния. Поясняя свои мысли, автор проявил себя и теоретиком, не понаслышке знакомым с трудами, например, Фрэнсиса Фукуямы, Ивана Ильина и других философов, которых молодая наука политология считает своими основоположниками. Как явствует и из статьи, и из вчерашнего доклада, Юрий Лужков считает недопустимым то, что Запад пытается "исправить" по своему образу и подобию весь остальной мир. И если экономическую глобализацию, по его словам, еще можно при всех ее минусах принять как необходимость и данность, то политический "глобализм", не учитывающий самобытности и своеобразия ценностных систем разных государств, - вещь крайне опасная. Причину же усилившегося давления на Россию Лужков видит в том простом факте, что наше государство стало ощутимо сильнее по сравнению с 90-ми годами и претендует на возврат в число мировых лидеров, чем сильно раздражает Запад.
Главе Торгово-промышленной палаты экс-премьеру Евгению Примакову кажется неверным вести разговор о "суверенной демократии" (в отличие от государственного суверенитета) и навязывать кому бы то ни было "модели демократии". Опасность Примаков видит и в том, когда пытаются "оригинальничать" вместо выработки политических идей и внятных доктрин. Впрочем, президент фонда "Единство во имя России", член Общественной палаты РФ Вячеслав Никонов считает, что сегодня Россия вполне может стать "самостоятельным центром силы". Она по-прежнему "в поисках себя". Но уже "гораздо ближе к ответу", куда мы идем и к чему примыкаем. Большинство выступавших с ним согласились.
Когда-то про Россию так и говорили - "неясно, что это, Запад Востока или Восток Запада". Заспорили о терминах и участники "круглого стола". Само понятие "Запад" было единственным местом в статье Лужкова, с которым выразил несогласие глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский. Это слово осталось от "старой военно-полевой разметки времен "холодной войны", считает он. Но угроза формирования "антирусского консенсуса" вполне реальна, только исходит она сразу от нескольких "глобализирующихся" частей современного мира.