Чтобы понять, есть ли хоть какой-то просвет, корреспонденты "РГ" на собственной шкуре испытали заторы на дорогах практически на всех направлениях при выезде из Москвы. Итак, поехали.
Старт - с нулевого километра МКАД, шоссе Энтузиастов. Поток грузовиков, курсирующих между Нижним Новгородом и обратно, здесь настолько интенсивен, что пробки есть почти всегда. Но в пятницу дорога становится похожа на длинную пеструю змею, получившую тепловой удар. Каждый метр движения по ней дается автомобилистам с большим трудом. Как рассказали "РГ" на посту ДПС, при хорошей погоде самое сложное время для движения - с 16. 00 до 23.00. Но если накрапывает дождик, то часов с девяти вечера трасса свободна, так как в такие дни многие стараются уехать засветло. А те, кто ездит постоянно, знают, что и пробку можно объехать, если у пересечения шоссе Энтузиастов со МКАД свернуть по Саянской улице через Ивановский мост и город Реутов. Если в пробку попали уже в Балашихе, стоит попробовать миновать ее через Салтыковку. Либо по Свободному проспекту домчаться до Керченской улицы и по Носовихинскому шоссе, опять же через Реутов, добираться в сторону Ногинска и Орехово-Зуева.
10-й километр, Волгоградский проспект. За городской чертой он плавно перетек в Новорязанское шоссе. К сложной развязке мы подъехали в начале девятого вечера. Дорога была свободна! Лейтенант местного ДПС объяснил, что в будни здесь не протолкнешься днем, а по пятницам - с 16.00 до 19.00. В остальное время движение "среднестатистической" для столицы загруженности. Исключения связаны лишь с авариями, но от них никто нигде не застрахован. Если же не повезет и все-таки натолкнетесь на пробку, попытайте счастья - выбраться через Люблинскую улицу и Верхние поля, а дальше - через поселок Томилино - прямо к Люберцам. А потом уже по Люблинскому шоссе - через городок Дзержинский.
24-й километр, Каширское шоссе. Всем, кто летает через Домодедово, известно, что на Каширке всегда ждет засада. Пробки часто начинаются еще у станции метро "Домодевская", заканчиваясь за мостом через МКАД. В пятницу дорога из города пустеет, как и на Волгоградке, лишь к 9-10 часам вечера. Но сотрудники ГИБДД считают, что лучше тихо двигаться, чем по бездорожью объезжать через Видное.
33-й километр, Варшавское шоссе. После развязки оно делится, как язычок змеи, на собственно Варшавку и Симферопольское шоссе. Внутри города дорога - настоящее "стойло", автомобили выстраиваются друг за другом аж от Балаклавского проспекта. И так продолжается до 4-5 часов утра, а уже с 7 часов -снова плотный поток, преимущественно из фур. В пятницу за город до 23.00 лучше не соваться, а еще лучше ехать до восхода солнца в субботу. Готовы к обходным путям? Они есть: по Бутовским улицам можно выехать преспокойно рядом с речкой Гвоздянка или чуть дальше, у поселка Захарьинские дворики. За пределами города ждет хоть и оживленное, но все-таки движение.
Калужское шоссе. Кто сюда только не едет! Кругом генеральские дачи, дачи советских писателей, партфункционеров. На "Калуге" исторически таких поселений было даже больше, чем на Рублевке, отличавшейся всегда большей закрытостью, характерной для чиновничьей элиты. Сейчас это направление также востребовано: например, там расположен крупный пансионат Управления делами президента. Большегрузного транспорта здесь нет, поэтому пробки нехарактерны. Однако по мере приближения к Москве ситуация резко меняется. Калужское шоссе пересекает сороковой километр МКАД и плавно превращается в Профсоюзную улицу. Вот она-то при выезде из Москвы частенько "стоит". Расположенный по соседству торговый мегакомплекс по выходным даже без дачников порождает пробку. Часы пик - вечер 18.00-20.00 пятницы, дневные часы субботы и воскресенья. Полностью освобождается трасса к 20.00.
45-й километр, Киевское шоссе. Дорога ведет к дачам писателей в Переделкине, в микрорайон-новостройку Солнцево, а также к аэропорту Внуково. Иногда ее перекрывают для проезда VIP-персон. Днем снуют крупногабаритные фуры, автобусы и многочисленный легковой транспорт. По пятницам, если нет дождя, по наблюдениям постовых ДПС, поток процентов на 15 больше. Пик - с 16.00 до 18.00. Несмотря на то, что при выезде из города сливаются два проспекта - Ленинский и Вернадского, после стационарного пункта ДПС дорога расширяется, и пробка постепенно рассасывается. До 51-го километра, где как раз заканчивается хорошая многорядная трасса. И начинается "бетонка", на которой еще идут ремонтные работы. Если машин много, то очередь растягивается до границы города. Стоять приходится от Большого Свинорья или Апрелевки.
54-й километр, Минское и Можайское шоссе. Не менее востребованная трасса: в последние годы на ней появились многочисленные "таун-хаусы", бурными темпами растет некогда тихий город Одинцово. Кроме того, по Минке можно добраться до знаменитых Николиной горы, Лапино, Перхушково... В пятницу пробки здесь начинаются с 16.00, причем не редкость, когда с выключенным двигателем можно простоять часа полтора. После чего завести авто, чтобы продвинуться ровно на метр. От Москвы до Голицыно машины ползут со скоростью не более 15 км/час. Побыстрее добраться до дачи можно разве через Немчиновку или еще дальше - по объездной трассе на деревеньку Ромашково, мимо Раздоров, Жуковки, Горок-2... Впрочем, попасть в пробку можно и там. А в обратную сторону в воскресенье, как мы убедились, можно простоять и до двух часов ночи. Поэтому многие предпочитают или уезжать в обед, или пользоваться электричкой.
Рублевское шоссе. Спецтрасса всегда находится под бдительным контролем инспекторов ДПС. Въезд сюда заказан не только трейлерам или грузовикам, но и "газелям" и автобусам в неряшливом виде не проскользнуть. Выяснилось, что в любой день недели около пяти вечера, когда обитатели Рублевки начинают возвращаться домой, машины здесь ползут со скоростью 30 км/час. Лучше не попадать сюда в районе 8-9 вечера: дорогу перекрывают, чтобы пропустить кортеж президента.
68-й километр, Волоколамское шоссе. Узкая дорога. Мост МКАД сужает трассу всего до трех полос в каждую сторону - при том, что на самой Волоколамке 4-5-рядное движение. "Стоят все и утром, и днем, и вечером - часов до девяти, а летом и ночью, - жаловался журналистам инспектор. - К тому же Митино - новый район, население с каждым днем растет, а дороги шире не делаются, путей объезда нет, да и развязок маловато. В пятницу, часов с четырех до девяти, пробки стоят аж от Тушинского аэродрома". Оптимально двигаться в сторону Красногорска в районе полуночи.
75-й километр МКАД, Ленинградское шоссе. Путей объезда извечной пробки за мостом над Кольцевой два: через Химки - Куркино или чуть дальше, через канал и деревушку Старбеево. Но они хороши, если никто не попал в ДТП и светофоры исправны, иначе можно простоять еще дольше.
- У нас еще ремонт затеяли на мосту через Москву-реку, хорошо, хоть основную часть пути сделали, а то, бывало, стояли от самого поворота к метро "Речной вокзал", - рассказал "РГ" словоохотливый майор милиции Сергей Ивакин. - Что касается пятницы, то выехать из города лучше до трех часов дня, затем - все! У нас ведь как получается: если на выезде пять полос, то у моста через МКАД всего три. Это как горлышко бутылки.
82-й километр, Дмитровское шоссе. Как и на других магистралях, в пятницу пробки начинаются с середины дня и стоят чуть не до полуночи, а то и позже. В субботу - уже с 8.00 утра. По будням трасса тоже едва движется - с 19.00 до 22.00. Лишь днем в выходные относительно свободно. Этой дорогой часто пользуются те, кто хочет успеть к самолету в Шереметьево. Для этого надо пересечь Клязьминское водохранилище и свернуть к деревеньке Хлебниково, далее - по табличкам. Шоссе хоть и более разбитое, чем международная трасса, но иногда выигрыш во времени дает.
94-й километр, Ярославское шоссе. Население Мытищ, Королева и Пушкино - все едут на работу в Москву, а москвичи - на дачу, в обратную сторону. Трасса же крайне узкая. "Путей объезда нет, под боком у нас Лосиный остров, его не объедешь, - огорчил корреспондентов "РГ" старший сержант милиции ДПС СВАО Алексей Пронин. - В пятницу лучше и вовсе не выезжать из Москвы: пробка с 10 утра до часа ночи. В субботу - с утра и до часа дня. А обратно лучше возвращаться в воскресенье - до трех часов дня. Неизбежно придется постоять несколько часов почти без движения от 17.00".
105-й километр. Щелковское шоссе. Трасса, вечно забитая грузовым транспортом и огромным количеством легковых машин, стоит ежедневно, а пиковые периоды "застоя" в направлении пригорода - каждый вечер. Так, жители Черноголовки, работающие в Москве, предпочитают снимать недешевые комнаты в столице, лишь бы ежедневно не преодолевать считанные километры за два, а то и за три часа. Для того чтобы преодолеть городскую черту, желательно выехать до 15-16 часов в пятницу, иначе до 22.00 придется дышать газами.
На том и закончилось наше "кругосветное" путешествие. Что в сухом остатке? Велико Подмосковье, а отступать некуда - позади Москва, из которой, когда надо, попробуй еще выбраться.
комментарий |
"А где, по-вашему, хуже всего выезды из Москвы?" - поинтересовались корреспонденты "РГ" у заведующего научно-проектным отделением транспорта и дорог НИиПи Генплана Москвы Михаила Крестмейна - человека, без которого в столице не появляется ни одна новая дорога. "Везде! - ни на минуту не задумавшись, ответил он. - Хотя Москва за последние пятнадцать лет сделала очень много для того, чтобы избавиться от одной из двух российских бед - плохих дорог. Но каков итог? Говорите, Новорижское шоссе ничего? Дорога в городе действительно прекрасная, но нормального въезда в Москву нет и там. Ярославка? Да, за последнее время там построены и эстакада, и тоннель. Но какой во всем этом смысл, если после МКАД столичная трасса упирается в поселковую дорогу. Не хочу быть провидцем, но не лучшая судьба ожидает и Ленинградский проспект. Реконструкция, благодаря которой он станет в 2008 году бессветофорным на всем протяжении, уже идет. Однако если областные Химки не ответят такой же мощной модернизацией продолжения этой трассы по своей территории, вложенные деньги и силы пропадут попусту".
Крейстмейн напомнил, как пять-шесть лет назад, понимая, что вытащить жителей столичного региона из пробок Москва и Подмосковье могут только общими усилиями, архитекторы и проектировщики НИиПи Генплана Москвы и родственного ему института в Подмосковье разработали на этот счет специальную программу. Она долго ходила по кабинетам, породила немало споров в объединенной коллегии правительств Москвы и Московской области. Но, увы, документом так и не стала.
Два субъекта Федерации предпочитают по-прежнему биться с острейшей проблемой поодиночке. Отвечая на вопрос, почему не доходят руки до обновления въездов в столицу, подмосковные власти обычно ссылаются на нехватку денег. Им и правда не хватает их, особенно если учесть, что в Подмосковье до сих пор 900 километров дорог, или 5 процентов от общего количества, имеют грунтовое покрытие. Износ же многих из существующих магистралей составляет 65 процентов. Сейчас областью вместе с Автодором разрабатывается межведомственная программа развития сети дорог, в рамках которой предусматривается реорганизация ЦКАД и строительство 11 платных магистралей. Но откуда возьмутся деньги для ее реализации? На государство рассчитывать не приходится, так как министр финансов Алексей Кудрин не раз уже заявлял, что в ближайшие два года средства будут в основном направляться в нацпроекты. Для областного бюджета эти расходы неподъемны. Даже увеличение ставки транспортного налога дало области всего 300 миллионов рублей, чего, по словам Ивана Жука, заместителя председателя комитета Мособлдумы, хватит только на обслуживание и ремонт дорог.
Жук уверен, что выход один - возрождение местных дорожных фондов. Шесть лет назад, когда они существовали в регионах, федеральный бюджет вкладывал в строительство дорог всего 0,7 процента ВВП, а остальные 2,2 давали региональные бюджеты. К 2008 году они будут давать, по данным минтранса, не более 0,32 процента. Но ведь за то же, за возвращение дорожных фондов, все это время бьется и Юрий Лужков! Последний раз он поднимал этот вопрос при встрече с министром транспорта РФ Игорем Левитиным и нашел поддержку в том, что целесообразно все 100 процентов акцизов на горюче-строительные материалы направлять на дорожное строительство. Сошлись Левитин с Лужковым и в том, что строящиеся федеральные трассы должны не заканчиваться у МКАД, а идти дальше по городу. В частности, он считает, что будущую скоростную трассу Москва - Санкт-Петербург нужно бы вывести на улицу Королева, а обход Одинцова - на дорогу - дублер Кутузовского проспекта и в район Москвы-Сити и таким образом получить два нормальных въезда-выезда из Москвы, на что Левитин ответил, что это полностью совпадает с планами министерства. На том пока и стоим.