Вместе с начальником главного управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы Андреем Кудряшовым он объяснил, каким будет новый порядок получения экологических сертификатов "Евро-2".
Напомним, что с 22 апреля нынешнего года в Россию запрещен ввоз импортных авто, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-2". Но не нашлось достаточного количества сертификационных центров, готовых поставить на поток проверку всех иномарок. И тогда минпромэнерго ввело временный порядок ввоза автомобилей на основании специально разработанной таблицы соответствия различных марок автомобилей экологическим классам "Евро-2", "Евро-3", "Евро-4". Определять экологический класс автомобиля решили "автоматически", на основании года и страны-изготовителя. Под эти критерии, в частности, не подпадали автомобили, выпущенные в странах ЕС до 1996 года включительно, в США - до 1995 года, в Японии - до 1997 года. В этом случае, чтобы пройти таможню, на них надо было получать сертификаты в коммерческих сертификационных лабораториях по рыночной цене.
Как пояснил вчера глава Ростехрегулирования, минпромэнерго своим приказом "продлило жизнь" этой таблицы до того момента, пока не вступят в силу новые правила ввоза чистых машин. А такие правила, по словам Элькина, уже готовы и направлены на утверждение в минюст. Ожидается, что в конце сентября они вступят в силу, облегчив жизнь тысячам российских автомобилистов.
Новый порядок, объяснил Элькин, на самом деле предполагает прежний, но "сильно расширенный" табличный вариант. Практика показала, что нынешняя таблица имеет много "дыр", так как была основана на внутреннем законодательстве стран-импортеров автомобилей, где в те или иные годы были введены экологические нормы "Евро-2". Однако во многих странах такие нормы до сих пор действуют только для продажи автомашин на внутреннем рынке, а "гнать" на экспорт производители могут и машины, не соответствующие экологическим нормам. "Такие случаи уже отмечены в торговле с Россией по автомобилям, изготовленным в Японии, а особенно в Китае, Иране и Индии", - сообщил Григорий Элькин.
Новый, улучшенный вариант таблицы, которой будут пользоваться таможенники, проверяя автомобиль на экологичность, основывается на двух обширных базах данных.
В первой - фиксируются автомобили (конкретные модели, марки, модификации), которые уже получили в России так называемое одобрение типа транспортного средства. А это, по словам чиновника, более 3,5 тысячи типов, которые ввозились в страну с 1996 года. Вторая база данных содержит информацию обо всех ранее выданных на российской территории сертификатах соответствия (эта база объединяет более 15 тысяч разных модификаций). Базы будут открытыми и, планируя будущую покупку, любой покупатель иномарки может свериться с ними на сайтах Ростехрегулирования или Федеральной таможенной службы.
"Есть тот или иной тип авто в таблице - значит, вы автоматически застрахованы от получения сертификата. Нет - значит, эту процедуру придется сознательно пройти", - сказал Элькин. Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", какой процент машин останется "за бортом" баз данных, он назвал цифру в 10-15 процентов от общего количества ввозимых автомобилей. Это не так-то много. При этом не факт, что машины будут признаны непригодными. Доказать соответствие на "Евро-2" их владельцы смогут с помощью документов или испытаний. А если докажут, то этот тип машины пополнит одну из баз данных и впоследствии поможет другим покупателям: им уже не придется получать сертификат на аналогичный автомобиль. В настоящий момент в России, подчеркнул Элькин, действует уже более 120 сертификационных "точек", и Ростехрегулирование готово аккредитовать неограниченное количество подобных рыночных структур. Правда, по словам главы Ростехрегулирования, продавцов автомобилей на рынок сертификации это ведомство не допустит. Что касается стоимости одного сертификата, то, по прогнозам, стоимость этой рыночной услуги установится в районе 2650 рублей.