"Поэтому, - продолжил замминистра, - в России подготовлена национальная программа повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. В ее разработке приняли участие министерства транспорта, образования, регионального развития, здравоохранения, ученые. А координирует ее МВД России. Эта программа поможет нам расставить все точки над "i" в законодательстве. А наука подскажет, какие надо выбирать пути решения вопросов, чтобы к 2010 году Россия могла сократить дорожно-транспортные происшествия со смертельными исходами на 50 процентов. Федеральное дорожное агентство, в котором сейчас создана сильная команда, в конце года представит в минтранс пакет документов по усилению безопасности движения на автотранспорте".
В свою очередь Федеральная служба по надзору в сфере транспорта уже начала исполнять поручение президента страны - разработать и реализовать меры по повышению безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом. И наметила основные направления, по которым надо срочно менять ситуацию. Одна из главных "болевых точек" - перевозки людей автобусами, принадлежащими предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Из 792 тысяч всех российских автобусов таких уже насчитывается 402 тысячи, то есть больше половины. И если на регулярных рейсах число ДТП каждый год сокращается, то ЧП с участием бизнес-транспорта растет. По сравнению с прошлым годом за последние 8 месяцев их количество увеличилось на 60 процентов. Дело в том, что в стараниях облегчить жизнь бизнесу, минэкономразвития сняло обязательное лицензирование с "транспорта для собственных нужд". И теперь проверить состояние дел в транспортном цехе предприятия можно лишь раз в два года, а вновь зарегистрированного - только через три года с начала работы. Пользуясь этим, суперэкономные руководители за копейки нанимают неопытных водителей и заставляют их работать сверх всяких норм. Были даже случаи, говорилось на коллегии, когда шоферы не вставали из-за баранки больше двадцати часов. Но за подобные нарушения привлечь к ответу виновных сейчас нет возможности - контроль ограничен. Коллегия вынесла решение категорически настаивать, чтобы лицензирование этого вида перевозок было возвращено. Это же относится и ко второй "болевой точке" - перевозке детей и школьников, которые тоже не попадают под лицензирование. Как отметил заместитель руководителя Ространснадзора Анатолий Воронин, проверки показали, что во многих регионах транспортные средства, которые получают школы, не соответствуют требованиям ГОСТа. В них нет, например, ремней безопасности, устройства ограничения скорости. В школах не обустроены базы для технического обслуживания и ремонта автобусов, не проводятся медицинские осмотры водителей и технические "освидетельствования" транспорта перед выездом на линию. Вопреки категорическому запрету ребят возят в темное время суток и на грузовиках.
Третья "болевая точка" - состояние железнодорожных переездов. На них в этом году погибли и были травмированы в полтора раза больше пассажиров автобусов, чем в прошлом. В России насчитывается около 12 тысяч переездов, и большое количество находится в таком состоянии, что по-хорошему их надо закрывать. Но без них тоже не обойтись, ведь в среднем они сейчас расположенны через 9 километров, а в Восточной Сибири - через 25. Решений этой проблемы выдвигалось уже немало, предлагали даже создать рабочие группы разных уровней. Но пока эти планы вязнут в полемике.
Есть проблемы и на регулярных автобусных рейсах. В Москве, например, больше половины водителей на них - выходцы из стран СНГ и российской глубинки. Чтобы обучить "мигранта" столичной специфике, требуется четыре месяца и 1300 рублей, а разрешение на работу он получает только на год. И уломать чиновников отменить это решение никак не удается. В результате москвичи говорят, что за свой счет выучили уже добрую половину бывшего СССР. Большие претензии у Ространснадзора и к самой системе подготовки водителей. Чтобы получить права категории "Д", позволяющие работать на автобусе, теперь достаточно обратиться в сомнительную обучающую фирму.
Все эти предложения транспортники намерены довести до президента. Но, чтобы они заработали, нужно еще принять ряд законов и подзаконных актов, а потом еще и постановлений, регламентирующих условия их введения. А на это в России уходят месяцы.