Для Москвы это большое событие, говорилось в ходе обсуждения программы, хотя бы потому, что таких темпов строительства столичная подземка не знала в течение последних пятнадцати лет. Отмечая этот факт, первый зам. руководителя департамента экономической политики и развития города Валерий Жаров напомнил, что за все годы существования московского метро лишь дважды - в сороковые и девяностые годы - вводилось меньше десяти километров за пятилетку. Обычным же делом для города был ввод 20-28 километров. Таким образом, столица фактически восстановила былые темпы развития метрополитена.
Сейчас для нее это актуально вдвойне, так как чем больше в городе машин, тем чаще пробки на дорогах парализуют город. Поэтому метро было и остается в столице главным способом передвижения. По крайней мере 60 процентов перевозок приходится именно на его долю. Каждые сутки 2,5 миллиона горожан отдают предпочтение именно этому виду транспорта.
Как доложил руководитель столичного метрополитена Дмитрий Гаев, из трех рассматриваемых лет пусковыми будут два: 2007 и 2009 годы. В 2007 году, в частности, будет наконец введен в строй участок Люблинско-Дмитровской линии от станции "Чкаловская" до станции "Трубная" и пересадочный узел из трех станций - "Тургеневская", "Чистые пруды" и "Сретенский бульвар". "Ввод этого пересадочного узла позволит повысить привлекательность серой ветки и разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию на станциях "Выхино", "Рязанский проспект" и "Текстильщики", - подчеркнул Гаев. В 2009 году Люблинско-Дмитровская линия получит новое продолжение - от станции "Трубная" до станции "Марьина Роща". "Таким образом, будет покончено с долгостроем на метрополитене в центре Москвы, который обходится слишком дорого из-за необходимости в целях безопасности принимать меры по консервации станций, строительство которых было заморожено", - подчеркнул первый зам. мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк, исполняющий сейчас функции мэра - на время очередного отпуска Юрия Лужкова.
Далее - в 2010 году от станции "Марьино" ветка будет продлена до станции "Зябликово", которая к тому же будет иметь пересадку на станцию "Красногвардейская".
Дождутся в декабре 2007 года метро наконец и жители Строгино, которые уже много лет подряд вынуждены ездить наземным транспортом до станции Щукинской. Следующий перегон - от "Строгино" до "Волоколамской" планируется ввести в 2009 году, а от "Волоколамской" до станции "Митино" - в 2010 году.
В будущем году откроются также перегон от станции "Парк Победы" до станции "Кунцевская-2", на которой можно будет пересесть на "Кунцевскую", и станция "Славянский бульвар".
Выслушав планы, представленные Дмитрием Гаевым, члены правительства начали в буквальном смысле воевать каждый за свой отрезок метрополитена. "Жители отдаленных районов чувствуют себя буквально оторванными от жизни столицы, - говорил, например, префект Восточного округа Николай Евтихиев. - Почему опять нет в проекте станции Пронской? Значит, жители Новокосино и Косино-Ухтомского опять отодвинуты на неопределенное будущее, хотя, для того чтобы связать их с Большой землей, нужно построить всего один перегон от станции метро "Выхино" длиной 3 километра?"
"А где переход и второй выход из станции метро "Царицыно", - волновался префект Южного округа Петр Бирюков. "Почему только что пущенная станция "Международная" остается тупиковой? Ее же планировали связать с "Полежаевской"?" - вступился за развитие "Москва-Сити" заместитель мэра по внешним связям Иосиф Орджоникидзе.
"Мы можем все построить, - отвечал на упреки Дмитрий Гаев. - Тормоз один - нет денег". С финансированием полной ясности действительно пока нет. Из 25 миллиардов рублей, которые необходимо потратить на выполнение намеченной программы на 2007 год, имеется пока лишь 19 миллиардов. В основном это деньги из бюджета самой Москвы. Из федерального бюджета пока, точно известно, поступят лишь 1,7 миллиарда рублей, хотя существует договоренность о том, что строительство метро теперь Москва и Федеральный центр будут вести, выделяя деньги в пропорции 80:20. Это значит, что Москва имеет право рассчитывать как минимум на 4-5 миллиардов рублей или вдвое больше выделенных, что в конце концов и надеется получить. На 2008 год столица запланировала выделить 22 миллиарда рублей, и в том, что они будут, экономисты не сомневаются. А вот 2009 год пока под большим вопросом. "Запланированных 35 миллиардов рублей неоткуда ждать, - прямо сказал Валерий Жаров. - Финансового всплеска не будет ни в федеральном бюджете, ни в московском". Юрий Росляк считает, что столице нельзя опускать руки и нужно активно работать с Госдумой и правительством, убеждая их, что интересы такого крупного туристического центра, каким сейчас является Москва, требуют финансирования метро в пропорции 50:50. Так, как это и было раньше.
Эта надежда не так уж и бесперспективна, как может показаться на первый взгляд. По крайней мере потребность в метро оказалась на сей раз настолько острой, что в поисках путей его развития москвичи нашли общий язык даже с подмосковными властями. По крайней мере, станцию "Мякининская", которая расположится на Строгинской ветке рядом с новым административным зданием правительства Московской области, столица строит на деньги Подмосковья. "Был лишь один нерешенный вопрос, - рассказывал Жаров, - кому в таком случае оформлять новостройку в собственность? Но решили и его: рельсы будут принадлежать Москве, а платформа - Московской области". В общем, тот, кто хочет ехать, выход всегда найдет.