"Вместо того чтобы, к примеру, получить страховку в размере 40 тысяч рублей, владельцы "потерпевших" авто получают 25 тысяч или и того меньше, и никто им не может объяснить: почему, насколько справедливы те или иные суммы", - обозначил проблему Ломакин-Румянцев. По его словам, за три года с момента вступления в силу закона об обязательном автостраховании, минтранс, минюст и МВД, которым правительство поручило разработать и утвердить единую методику оценки ущерба автомобилей, документ, ставящий точки над i в тысячах спорах, так и не разработали. А это позволяет страховщикам пользоваться как минимум четырьмя разными методиками. В результате разрыв по выплатам денег за один и тот же автомобиль достигает нескольких раз. Кроме того, на рынке ОСАГО до сих пор фактически отсутствует институт независимой экспертизы оценки ущерба. В этом, по мнению чиновника, также "виноваты" его коллеги из других ведомств, которые до сих пор не создали реестр техников-экспертов, критериев их деятельности.
Именно поэтому Ломакин-Румянцев подчеркнул, что каких-либо разительных перемен в связи с введением новых правил на рынке автострахования он не видит. Даже новые правила, по которым страховщики при оценке ущерба могут использовать результаты независимых экспертов для принятия решения о выплате, по сути, позволяют двояко трактовать слово "использовать". Ранее результаты экспертизы, проведенной потерпевшим самостоятельно, принимались страховщиком далеко не всегда. Теперь право потерпевшего представить страховщику результаты экспертизы, организованной самостоятельно, вроде бы гарантировано. Но последнее слово по-прежнему за страховщиком.
Кроме того, как сказал глава Росстрахнадзора, он "скептически относится" к введению в России и так называемого "европейского протокола". Напомним, что недавно минфин направил в правительство предложения, которые предусматривают введение системы прямого ущерба: потерпевший обращается за возмещением ущерба в свою страховую компанию, а не в компанию, застраховавшую ответственность виновника. По словам Ломакина- Румянцева, до такого идеала нам еще далеко. Вместе с тем, по данным корреспондента "РГ", в частности, единая методика оценки ущерба будет разработана минтрансом до конца года.
Отвечая на вопрос о том, ожидается ли в ближайшее время в России либерализация тарифов по ОСАГО, глава Росстрахнадзора был категоричен: "До тех пока на рынке не будет создана эффективная система контроля, говорить о либерализации тарифов по ОСАГО не приходится". И заметил, что многие либерализацию тарифов понимают как снижение тарифов. Но это не так. Как объяснил Ломакин-Румянцев, либерализация означает, что государство отдает на откуп страховщикам и страхователям установление тарифов. При этом страховщик должен учесть все риски, связанные с этим видом страхования. А сегодня они, по мнению Росстрахнадзора, слишком высоки, и государство не может себе позволить оставить страховщиков и страхователей "наедине" с произвольными тарифами. При этом он не исключил, что в перспективе можно вести речь о предоставлении страховщикам права увеличивать стоимость полиса за счет предоставления дополнительных услуг. Однако для этого придется законодательно оценить стандарт услуг "за объективно обусловленную и минимально допустимую цену".
Справка "РГ"
Среди самых существенных новых правил - увеличение сроков подачи документов в страховую компанию: теперь в распоряжении пострадавшего в ДТП 15 вместо 5 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. Также отныне разрешается передавать страховой полис новому владельцу вместе с продажей транспортного средства.