По сообщению пресс-службы обладминистрации, на 27 сентября этого года налоговые органы Новосибирской области передали в суд 23 тысячи исков о принудительном взыскании неуплаченных сумм транспортного налога, а также пени за несвоевременную его уплату физическими лицами. Общий размер недоимки и пени по искам составил 58 миллионов рублей. Налоговики отмечают, что несвоевременная уплата транспортного налога оборачивается для автовладельцев существенными материальными издержками: так, с начала года сумма взысканной пени превысила 4,5 миллиона рублей. В обладминистрации заявляют, что "целенаправленная адресная работа по судебному взысканию недоимки по транспортному налогу будет продолжаться до конца года". А значит, число судебных исков и сумма пени будет расти.
Но у этой медали есть и оборотная сторона, о которой власти предпочитают не упоминать. А именно - плохо работающий механизм уведомления налогоплательщиков и неоперативное взаимодействие налоговой инспекции и ГИБДД - органа, регистрирующего приобретение автомобилей, их постановку на учет и снятие с него.
Напомним, что согласно статье 52 Налогового кодекса РФ, исчисление налога для физических лиц осуществляют налоговые органы, которые обязаны не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа направить автовладельцу налоговое уведомление. А согласно статье 57 НК РФ, обязанность по уплате налога не может возникнуть ранее даты получения налогового уведомления. Между тем с этими уведомлениями в Новосибирске зачастую творится полный беспорядок.
По закону сведения о налогоплательщиках должны поступать в налоговые органы от соответствующих регистрирующих органов (то есть ГИБДД) в течение 10 дней после постановки транспортного средства на учет или снятия с него. Реально же налоговики могут не получать такой информации по нескольку месяцев, а то и больше. В итоге одни налогоплательщики могут ждать уведомления два-три года и так и не дождаться, а другие - получить иск за неуплату налога за машину, которая была давным-давно продана.
Вот несколько конкретных примеров таких ситуаций, приведенных новосибирскими автовладельцами.
Петр Дубов: "В прошлом году моему родственнику пришел налог на три машины, две из которых он продал еще лет десять назад. Родственник сходил в налоговую, там все вроде бы исправили. А в этом году на те же проданные машины налог пришел снова! Ну что за бардак?!".
Владимир Богданов: "За три года я не платил налог ни разу. Не потому что жадный - просто ничего не приходит из налоговой. Позвонил туда - велели ждать письма. Вот и жду, и жду, и жду…."
Сергей Благов: "Несколько лет назад пришло уведомление, сходил в банк, оплатил налог. Через полгода получаю письмо из налоговой: дескать, вы не платите транспортный налог - мы подаем на вас в суд! Отпросился с работы, отстоял полдня, показал квитанцию. Посмотрели, нашли по номеру в своей базе. Потом два года было тихо. Продал машину, езжу на другой. Снова приходит квитанция - уже с пени за старую машину! Опять пошел разбираться, а мне говорят: да ты вообще ни разу за ту машину не платил. И новой у них в базе не числится".
Юрий Крыленко: "Мне после оплаты налога пришло извещение, что имеется задолженность. И были указаны огромные пени. Приехал в налоговую, дождался очереди, показал квитанцию об оплате, потом возмутился их системой и сказал, что этого так не оставлю… С тех пор мне ничего не приходило".
Геннадий Александров: "C весны прошлого года по осень нынешнего сменил три машины. Из налоговой присылали извещение только на одну - самую первую, да и то в позапрошлом году. Были бы квитанции - платил бы без вопросов, а так - я же понятия не имею, куда и сколько теперь платить. И что, теперь меня могут по судам затаскать?.."
Можно предположить, что в ответ на судебные повестки законопослушные налогоплательщики начнут подавать встречные иски - ведь нередко пени начисляются по вине самих налоговиков, которые несвоевременно отправляют извещения и "теряют" информацию об уже оплаченном налоге. В итоге работа судов может затянуться, а эффективность всей этой кипучей деятельности окажется близка к нулю.
Как разорвать этот порочный круг? Очевидно, налоговикам необходимо, во-первых, налаживать оперативное взаимодействие с дорожной инспекцией, а во-вторых, совершенствовать базы данных и механизм уведомлений налогоплательщиков. Реально ли сделать это в ближайшее время - большой вопрос.
Могут добавить проблем новосибирским налоговикам и судебным приставам и новые, более высокие ставки по транспортному налогу, утвержденные депутатами облсовета на очередной сессии. Есть вероятность, что часть автомобилистов, недовольных повышением, просто откажется платить налог добровольно. Сильнее всего, в несколько раз, вырос размер платы за легковые автомобили мощностью свыше 150 лошадиных сил. При этом для них сделана дополнительная градация в зависимости от возраста машины: до 5 лет - 100 процентов от базовой ставки, 6-10 лет - 75 процентов, старше 10 лет - 50 процентов.
Так, если раньше за машину с турбодвигателем на 280 "лошадей" владелец платил около 9000 рублей в год, то теперь - от 21 тысячи за "пожилую" до 42 тысяч рублей - за новую. Некоторые владельцы сверхмощных авто уже называют такую ставку "грабительской" и собираются продавать своих железных коней. Вот только покупателей на них теперь найти будет очень непросто.