"Проблема экологии становится прежде всего проблемой топлива, - заявил мэр Москвы Юрий Лужков, открывая ее. - Загрязнение атмосферы, провоцируя глобальные природные катаклизмы, неизбежно сказывается на судьбе каждого человека". Москвичи в сравнении с жителями других городов подвергаются наиболее жесткой "газовой атаке". Ежегодно на головы обитателей столичного мегаполиса выпадает до миллиона тонн вредных выбросов от моторного топлива. Только 15 процентов из них приходится на долю промышленных предприятий, остальное - производное от автомобильных выхлопов, отметила Марина Вакула, зам. руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды. Ежегодно к имеющимся автомобилям добавляется еще 500 тысяч, а некоторые эксперты считают, что вдвое больше. Уже сейчас во многих семьях на трех человек приходится пять автомобилей. По прогнозу к 2010 году табун железных коней в столице перевалит за 5 миллионов.
Для того чтобы не задохнуться, у москвичей, считает Юрий Лужков, единственный путь - переход на альтернативные источники топлива. Одним из них, по мнению мэра, может быть диметиловый эфир. Его применение благодаря содержанию в молекулах кислорода способно снизить токсичность выбросов и дать возможность сразу выйти на уровень "Евро-3" и "Евро-4". Никаких переделов в двигателях внутреннего сгорания для этого практически не требуется. Химическая промышленность может производить его в больших объемах. Столичные власти надеются, что специалисты научатся растворять диметиловый эфир и доведут его до жидкого состояния, получив топливо, привычное для существующих заправочных станций.
Сейчас уже несколько десятков столичных машин работают на диметиловом эфире. Но массовый перевод на него власти решили начать с грузовиков, так как из выхлопной трубы одного тяжеловоза в воздух попадает столько же грязи, сколько от 30 легковушек. Опыт трех столичных исследовательских фирм, попытавшихся посадить грузовые "Бычки" на эфирную "диету", показал, что чистое лакомство пришлось им явно по вкусу. Так что скоро 30 "Бычков" покатят по городу, не оставляя за собой привычного угарного хвоста. По словам Марины Вакулы, в ближайшее время перейдет на газовое топливо и подвижной состав 11-го и 16-го автобусных парков. На одной из площадок уже идет монтаж необходимого оборудования, скоро начнется и на второй. По словам Вакулы, большинство европейских столиц уже имеют такой опыт работы муниципального транспорта, Москва последует их примеру.
Ученые и практики также подробно обсудили и существующие разного рода добавки к традиционным видам топлива - биэтанол, масло рапса... И хотя, например, дизельное топливо из рапса в 2 раза дороже обычного, есть страны, готовые выкладывать за него деньги. В частности, это Германия и Великобритания. Москва же пока лишь присматривается к ним. В одном беда - если в ряде стран Европы существуют финансовые механизмы, которые делают использование альтернативных видов топлива выгодным для автовладельцев (в Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании существуют налоговые льготы для поставщиков улучшенного дизельного горючего в пределах 0,3 до 5,6 цента за литр), то в России этого нет. Юрий Лужков напомнил, что четыре года назад Москва также внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект, в котором были прописаны положения, весьма соблазнительные для тех, кто готов использовать альтернативные виды топлива. Однако документ до сих пор пылится на столах. "Это опасный путь! Потом спохватимся, да поздно будет!" - говорил по этому поводу столичный мэр.
Уезжая с конференции, Лужков осмотрел выстроенных как на параде автомобильных красавцев с гибридным приводом, который делает их "всеядными" - они могут работать как на бензине, так и на электричестве. Рядом с иномарками стояли и российские модели. Легковую "Ниву", ВАЗ 321213 разработали ученые Московского государственного агроинженерного университета. По техническим и экологическим данным, как пояснили создатели, она практически не уступает зарубежным собратьям. Лужков решил лично проверить резвость гибридных "ласточек". Сел за руль "Лексуса" и лихо рванул с места, а проехав несколько метров, аккуратно сдал задним ходом: машина вела себя безупречно.