По мнению 53 процентов опрошенных, за последние два года ситуация с безопасностью на дорогах не изменилась, а по мнению 26 - даже ухудшилась. Только 12 процентов говорят о подвижках к лучшему. Правда, по сравнению с декабрем 2005 года, когда задавали аналогичный вопрос, доля заявляющих об ухудшении ситуации уменьшилась, а доля говорящих о ее неизменности увеличилась.
Когда опрашиваемым задавали открытый вопрос, что именно, на их взгляд, в первую очередь снижает безопасность дорожного движения там, где они живут, то первую крупную группу причин можно назвать "человеческий фактор": безответственность и невнимательность, незнание или несоблюдение правил дорожного движения и водителями, и пешеходами набрали в сумме 46 процентов ответов. Многие называли и такую причину, как пьянство, употребление наркотиков, причем речь шла как о водителях, так и пешеходах - 13 процентов ответов. 5 процентов жаловались на плохую работу ГИБДД, 6 - на хамство и низкую культуру поведения на дорогах.
Вторая крупная группа факторов, которые, по мнению россиян, негативно сказываются на безопасности, - это состояние дорог и организация дорожного движения. Плохое качество покрытия, отсутствие удовлетворительного освещения, тротуаров и мест для парковки автомобилей (23 процента ответов), отсутствие пешеходных переходов, дорожных знаков, неработающие светофоры и т.д. (10 процентов ответов), большая загруженность дорог и множество пробок (6 процентов).
По мнению 67 процентов, сами водители часто нарушают ПДД, по мнению 15 - редко, и только 8 процентов отрицательно ответили на прямо поставленный вопрос, нарушают ли водители там, где они живут, правила дорожного движения. Отвечая на сходный вопрос относительно пешеходов, 11 процентов опрошенных сказали, что не нарушают, 55 - что нарушают часто, 23 - что редко.
30 процентов участников опроса сами ездили за рулем, подчеркивая, что сталкиваются с различными проявлениями хамства со стороны других участников движения: 15 процентов - часто, 9 - редко, 6 - не сталкиваются вообще.
Опрошенных спрашивали, как, по их мнению, скажется на безопасности движения ограничение круга лиц, имеющих право на машину с "мигалкой". 48 процентов опрошенных считают, что если людей, имеющих право на эту привилегию, станет меньше, то это никак не отразится на безопасности дорожного движения. По мнению 28 процентов, такая мера приведет к повышению безопасности на дорогах - будут лучше соблюдаться ПДД, уменьшится число нарушений скоростного режима, меньше станет помех на дороге, а значит, и меньше пробок, меньше суматохи и аварийных ситуаций, а больше - уважения к другим водителям. Некоторые подчеркивали, что в результате с "мигалкой" станут ездить только те, кому это действительно необходимо, а не случайные люди.
Однако 4 процента опрошенных считают, что ограничение круга лиц, имеющих право на машину с "мигалкой", приведет не к повышению, а, напротив, к снижению безопасности на дорогах.
- Логика у них такая, - объясняет социолог ФОМ Елена Вовк, - стиль езды этих людей все равно не изменится, а "мигалка" по крайней мере помогает предупредить окружающих.