Водитель может и не заметить наблюдения, зато прибор его сфотографирует, отсканирует номер и вместе с данными о скорости переправит информацию в центр обработки. Там информацию сверят с базой данных и фотографию с указанием скорости, а также квитанцию на уплату штрафа отправят по почте автовладельцу.
Эта идея не нова. Более того, она четко прописана в Федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.". Установка этой техники реализуется на практике МВД совместно с Российским союзом автостраховщиков. Последние тоже заинтересованы в снижении аварийности и соблюдении водителями правил дорожного движения. А поэтому при их непосредственном участии в нескольких пилотных регионах соответствующие радары уже установлены и работают в тестовом режиме. Таких регионов у нас в стране 10. Это Калининградская область, Ставрополье, Краснодарский край, Екатеринбург, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Москва и Подмосковье.
В частности, в Подмосковье такой радар тестируется между 42-м и 65-м километрами трассы Москва - Минск. Еще один прибор установлен перед въездом в Лефортовский тоннель в Москве. Пока эти радары только собирают статистические данные. Так, например, прибор, установленный на Минском шоссе, показывает, что семь из десяти водителей нарушают скоростной режим на этом участке. Автоинспекторы отлавливают там же только пять процентов нарушителей. В общем, свою эффективность техника уже доказала. Пока в тестовом режиме. Когда система заработает на законных основаниях, неотвратимость наказания у нас станет явью. Еще сложно сказать, как это отразится на безопасности движения. Понятно, что желающих попасть под бдительное око радара у нас мало. Поэтому если прибор будет установлен открыто, то есть риск, что многие водители, завидев его, начнут очень резко тормозить, создавая аварийные ситуации. От скрытого прибора эффект появится нескоро. То есть только после того, как автовладельцам начнут по почте поступать квитанции с требованием об уплате штрафа. Если же о радаре предупреждать знаками заранее, как это сделано в странах, где такая техника давно не новость, то эффект будет такой же, как от установки фанерных муляжей милицейских машин. Скорость сбросили, радар проехали, погнали дальше.
Теперь несколько слов о том, когда может случиться, что тестовый режим перейдет во вполне рабочий. Для этого требуется одно существенное изменение в ныне действующем законодательстве. А именно: сделать исключение для автовладельцев из презумпции невиновности. Ведь сейчас санкции предъявляются именно нарушителю. Тому, кто превысил скорость, проскочил на красный свет, выехал на встречку. Беспристрастный электронный прибор не сможет определить, кто управлял автомобилем. Единственное, что он сможет, это определить номер машины и найти владельца. С внесением изменений в законодательство уже владельцу придется доказывать, что не он был за рулем.
Во Франции, кстати, это изменение вызвало шквал протестов. Но сейчас прижилось и устоялось.
На опыт французов ссылаются все, кто занимается безопасностью дорожного движения. Еще бы, за один год после введения системы электронного контроля в местах установки радаров аварийность снизилась на 85 процентов! В первый день установки радар фиксировал до 1500 нарушений, потом 200 - 300. Сейчас каждый радар в среднем фиксирует менее 100 нарушений в день. В 2004 году во Франции было установлено сто радаров. Анализ их работы показал, что они выписывают больше талонов предупреждений по факту превышения скорости, чем все дежурные полицейские вместе взятые.
Как у них работает эта система? Нарушение фиксируется при помощи радара. Все правонарушения, зафиксированные этой техникой, кодируются и направляются в Национальный центр обработки. Там они юридически подтверждаются прокурором, который работает непосредственно в Центре и компетентен принимать решения по соответствующим правонарушениям по всей территории Франции. Законодательно установлена финансовая ответственность автовладельца, распространяющаяся на разные виды нарушений.
Очень интересная французская новация: рассматривать не все правонарушения, зафиксированные радаром, а каждое сотое, каждое тысячное и так далее. Эдакая рулетка. Но с возможностью оспорить. Тот, кто оспаривает решение, должен подать заявление и внести залог, равный сумме штрафа. Затем он идет в суд. Если суд принимает решение, что человек ничего не совершал, залог возвращается, если суд признает человека виновным - залог автоматически становится выплатой штрафа.
Обычный тариф наказания во Франции - 137 евро. Если водитель платит в течение двух недель, то сумма составляет только 90 евро. Если он не уплатил в течение 45 дней, сумма увеличивается до 375 евро. Если он не заплатил в течение трех месяцев, то его банковский счет блокируется.
Сейчас на дорогах Франции установлено 600 камер. 70 процентов из них стационарные, 30 - мобильные.
Здесь действуют около 400 камер. Половина из них стационарные, а другая - мобильные. Зато стационарных мест для их установки значительно больше. И водитель никогда не знает, есть в скворечнике радар или нет. Когда систему только вводили, этой аппаратуре была объявлена настоящая война. Скворечники взрывали, сжигали, громили. Так что пустышки сэкономили массу бюджетных средств.
За полтора года работы автоматическая аппаратура контроля за скоростью в Англии зафиксировала 18 тысяч нарушений скоростного режима, и это принесло в казну государства почти 2 миллиона долларов.
Здесь радары установлены на всех дорогах. Более того, есть и такие хитрые, которые позволят контролировать движение в тоннелях. Обычной камере замерить скорость и сфотографировать машину в таких условиях довольно проблематично. Поэтому они установлены на въезде и выезде из тоннеля. Скорость в этих сооружениях довольно серьезно ограничена. Известно максимальное время, за которое машина сможет этот тоннель проехать при заданном ограничении скорости. Если быстрее, значит, она превысила скорость.