30.10.2006 04:00
Авто

В Калужской области началось строительство завода Volkswagen

Под Калугой будут выпускать 115 тысяч "российских иномарок" в год
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4209) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4210)
Читать на сайте RG.RU

На сегодняшний день подписаны девять соглашений, дающих право работать в режиме "промышленной сборки", который куратор этого направления, заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Реус считает "самым результативным воплощением промышленной политики государства в автопроме". Среди уже действующих производств по совместной с западными инвесторами сборке "русских иномарок" - "Джи Эм - АвтоВАЗ", "Форд", "Иж-Авто", "Автофрамос" и "Северсталь-Авто". В конце мая этого года было объявлено о достижении инвестиционных соглашений с концернами Volkswagen, Renault и General Motors. Кроме того, в скором времени в России должны появиться предприятия Toyota, Nissan и китайской компании Great Wall.

Такое сотрудничество дает немалую долю прямых иностранных инвестиций в Россию, общий объем которых к концу 2006 года достигнет, по недавней оценке первого заместителя председателя Центробанка Алексея Улюкаева, 30 миллиардов долларов. Так, подписанное главой минэкономразвития и японским концерном Nissan в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума в июне этого года соглашение о промышленной сборке автомобилей компании в России предполагает инвестиции в автомобильное производство в России в размере 200 миллионов долларов.

Первая партия автомобилей сойдет с конвейера в Ленинградской области в октябре 2008 года, а плановая мощность составит 50 тысяч машин в год. Отметим, что Nissan планирует выпускать несколько моделей, адаптированных к российскому рынку. Ранее Volkswagen уже сообщал, что планирует разработать специально для российского рынка новую экономичную модель, которая будет стоить менее 10 тысяч евро. Этот автомобиль с кузовом типа "седан" будет выпускаться на платформе модели Polo.

Не прошло и четырех месяцев, как Герман Греф снова "принимал роды" у не менее известной фирмы. Инвестиции в проект составят 270 миллионов евро на первом этапе и еще 100 миллионов евро - на втором. Уже в 2007 году на заводе должна начаться сборка автомобилей марок Volkswagen и Skoda, для этого на участке площадью 400 гектаров рядом с Калугой начнется строительство сварочного, окрасочного и сборочного цехов, а также административных зданий. А в 2009 году завод перейдет к полномасштабному производству 115 тысяч автомобилей в год. То есть каждый день с конвейера будет сходить 500 машин, и все они будут продаваться в России. "Еще пять лет назад это было невозможно. Сегодня это реальность, результат нашей незряшной работы по повышению благосостояния граждан страны", - в таких выражениях министр оценил "калужский дебют". Герман Греф рассказал и о том, что минэкономразвития рассчитывает до конца года подписать соглашения о промышленной сборке автомобилей в России еще с двумя крупными мировыми концернами, сопоставимыми с Volkswagen AG.

А Бернд Пишетсридер заявил, что "начало производства автомобилей в России дает возможность концерну принять участие в стремительном росте российского автомобильного рынка". Это показатель вектора, набирающего силу уже второй год, после принятия правительством России постановления о льготных таможенных пошлинах для импорта автомобильных комплектующих для промышленной сборки. По словам главы минпромэнерго Виктора Христенко, иностранные инвесторы намерены в ближайшее время потратить на строительство автомобильных производств в России порядка 1,8 миллиарда долларов. При этом количество выпускаемых в России иномарок уже к 2008 году может достигнуть 250 - 300 тысяч автомобилей в год. А с целью дальнейшего стимулирования инвесторов готовится ряд изменений законодательства, которые расширят столь хорошо зарекомендовавшее себя понятие "промышленная сборка" и распространят его на производство автомобильных комплектующих в России. Кстати, за первое полугодие этого года автомобильный рынок России в целом вырос на 15,6 процента. Доля иномарок российской сборки увеличилась на 3 процента, при этом достаточно существенно, на 5,7 процента, сократилась доля подержанных импортных автомобилей.

В целом создание производств в режиме "промышленной сборки", по оценке экспертов, может способствовать торможению неблагоприятных тенденций в отечественном автопроме. По оценке минпромэнерго, общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году составит не менее 2,7 миллиона в год, что в денежном выражении - более 30 миллиардов долларов. При этом начиная с 2003 года все преимущества стремительно растущего российского рынка использовали прежде всего импортеры иномарок. Доля российских автопроизводителей неуклонно падала. В итоге выбор шел всего из двух вариантов. Или эти 30 миллиардов долларов удастся направить на развитие производства внутри России, или львиная доля рынка отойдет импортным автомобилям. И в 2005 году был взят курс, уже доказавший свои перспективы, - на собирание и закладывание камней.

В минпромэнерго ожидают, что новые мощности по сборке "российских иномарок" составят более 600 тысяч автомобилей в год, а к 2010 году увеличатся до 800-900 тысяч. В результате общие производственные мощности по выпуску легковых автомобилей к 2010 году составят около 1,9 миллиона автомобилей в год, что с учетом импорта должно полностью обеспечить потребности российского рынка.

Легковые авто Минэкономразвития