Напомним, что данные правила в России уже действуют почти полгода - с момента вступления в силу 22 апреля 2006 года первого в России технического регламента, устанавливающего требования к выбросам загрязняющих веществ. Однако до сих пор не была утверждена межведомственная процедура "опознания" экологического класса иномарок.
О том, ввоз каких иномарок в Россию будет перекрыт, все желающие смогут узнать из таблицы соответствия стандартам, утвержденной приказом и обнародованной на сайтах трех ведомств. Это практически все европейские и американские иномарки старше 10 лет. Теперь при оформлении авто таможенники обязаны вносить в паспорт транспортного средства экологический класс автомобиля на основании сведений, содержащихся в сертификате соответствия, "одобрениях транспортного средства" и "заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям".
По мнению отдельных экспертов, введение стандартов "Евро-2" приведет к росту цен на такие автомобили, причем наиболее востребованные и популярные у российских потребителей, и к замедлению оборота. При этом никто из автодилеров не сомневается в том, что введение сертификата соответствия стандарту "Евро-2" - абсолютно благое дело, направленное на защиту экологии.
Между тем глава Ростехрегулирования Григорий Элькин сказал "РГ", что "это не так, а новый порядок облегчит жизнь тысячам российских автомобилистов". Новый, улучшенный вариант таблицы, которой будут пользоваться таможенники, проверяя автомобиль на экологичность, по его словам, основывается на исчерпывающей базе данных, в которой фиксируются автомобили (конкретные модели, марки, модификации), уже получившие в России так называемое одобрение типа транспортного средства. А это, по словам чиновника, более 3,5 тысячи типов, которые ввозились в страну с 1996 года.
"Есть тот или иной тип авто в таблице - значит, вы автоматически застрахованы от получения сертификата. Нет - значит, эту процедуру придется сознательно пройти", - пояснил Элькин. При этом "за бортом" останется не более 10-15 процентов от общего количества ввозимых автомобилей. Это не так-то много. При этом не факт, что машины будут признаны непригодными. Доказать соответствие на "Евро-2" их владельцы смогут с помощью документов или испытаний. Что касается стоимости одного сертификата, то стоимость этой рыночной услуги установится в районе 2650 рублей.
"В самых сложных случаях проверка занимает не больше суток. То есть "проблемную" машину ставят на подъемник, эксперты анализируют, есть ли у нее дополнительные установки, катализаторы. После владельцу выдается либо сам сертификат, либо мотивированный отказ во ввозе иномарки и о том, что машина на может быть выпущена в обращение", - заметил Элькин.
Между тем за последние 25 лет выбросы вредных веществ автотранспортом в России возросли с 4,7 до 24,3 тысячи тонн. В связи с этим повышенному риску необратимой потери здоровья подвержены до 15 миллионов горожан. Переход с 2000 года на нормы "Евро-2" для автобусов и грузовых автомобилей обеспечил уменьшение вредных выбросов в 2,5 раза. Экологи ожидают, что введение таких же норм для легковых автомобилей будет иметь десятикратный эффект. Нормы "Евро-3" для автомобилей будут введены с 1 января 2008 года, "Евро-4" - с 1 января 2010 года, "Евро-5" - с 2014 года.
Досье "РГ"
По сообщению ФТС, новому регламенту не соответствуют автомобили, имеющие экологический класс 1-й и ниже, произведенные:
- в Евросоюзе - до 1996 года включительно;
- в США - до 1993 года включительно;
- в Японии - до 1997 года включительно;
- в Канаде и Корее - до 2000 года включительно;
- в Китае - до 2003 года включительно;
- в Индии - до 2004 года включительно;
- на Украине: легковые автомобили и автобусы - до 2005 года включительно, грузовые автомобили - до 2006 года включительно.