Как рассказал "Российской газете" заместитель министра внутренних дел России Андрей Новиков, только в прошлом году было зафиксировано около 15 тысяч киберпреступлений.
Что это за преступления? Как правило, это всякого рода мошенничества с использованием возможностей Интернета. Имеется в виду неправомерный доступ в компьютерные сети органов государственной власти, банковских структур, процессинговых компаний. Так называемые хакеры добираются до информационных ресурсов Интернет-магазинов и копируют документы о финансовых операциях, идентификационные данные расчетных и платежных карт, коды сим-карт радиотелефонных сетей. А затем эти конфиденциальные сведения поступают в "свободную" продажу. Преступники не только торгуют "из-под полы" украденными базами данных, совершают компьютерные мошенничества, но и не брезгуют шантажом и вымогательством. Нередко секретную информацию предлагают выкупить прежде всего их же законным владельцам. По сути, такие вот компьютерные "гении" угрожают не только государственным структурам и крупным банкам или фирмам, но и каждому человеку, обладающему пластиковой карточкой и мобильным телефоном. Они в состоянии залезть в наш карман и вмешаться в частную жизнь.
Но наибольшую опасность, считают в МВД, представляет особая "разновидность" киберпреступников - те, кто распространяет информацию террористического или экстремистского содержания. На таких сайтах вывешивают не только нацистские или ваххабитские призывы, но и подробные инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, организации терактов, убийств и даже расчленению трупов. Расследования ряда кровавых преступлений показали, что преступники свои криминальные знания почти полностью почерпнули в Интернете.
По словам заместителя министра внутренних дел Андрея Новикова, милицейское бюро специальных технических мероприятий, оно же - Управление "К", в принципе обладает возможностями блокировать работу таких преступных интернет-сайтов. В этом году милиции уже удалось снизить уровень киберпреступности более чем на десять процентов.
Корреспонденту "Российской газеты" рассказали в МВД, что вычислить человека, запустившего в "паутину" людоедские призывы, не так уж сложно. Провайдер - условно говоря, владелец кабеля, всегда прекрасно знает адрес каждого владельца сайта, которые покупают у него интернет-пространство. Даже если этот владелец зарегистрировался не под своим настоящим именем, записанным в паспорте, а обозвал себя какой-нибудь виртуальной кличкой. Сегодня правила таковы, что провайдеру не нужны никакие бюрократические формальности для предоставления клиенту сайта - платили бы деньги. Однако специалисты могут проследить, с какого компьютера поступила информация.
Как сегодня действует милиция, когда обнаруживает "вредный" сайт? Сотрудники Управления "К" связываются с провайдером и просят ограничить доступ общественности к преступным сведениям. В МВД утверждают, что к их мнению обычно прислушиваются, хотя хозяин виртуального пространства вправе и отказать милиционерам - до сих пор нет четких правил размещения информации в Интернете.
Вопрос о совместной борьбе с киберпреступностью ставился и на международном уровне. Во время летнего саммита "восьмерки" в Санкт-Петербурге главы МВД и Генпрокуратуры России договорились с зарубежными коллегами о взаимодействии. Для такого взаимодействия в 45 странах созданы национальные контактные пункты. Полицейские могут в любое время суток через этот пункт передать в Россию оперативную информацию - например, о появлении нового сайта террористов, направленного против нашей страны. То есть, имеются возможности для всесторонней оперативно-разыскной деятельности. Но все опять упирается в отсутствие закона.
МВД России инициировало разработку такого закона, который сможет коренным образом изменить ситуацию. Во-первых, фирмам-провайдерам будет запрещено анонимно заключать договора на оказание услуг связи. Владельцев сайтов обяжут регистрироваться под реальными именами и адресами, как это делается в бизнесе. То есть, после подробного рассказа, например, как и зачем надо взрывать метро и пассажирские лайнеры, будет стоять не абстрактная подпись "bob" или "Махмуд", а легко узнаваемый Иванов Иван Иванович. За распространение такой противозаконной информации его легко будет вычислить и привлечь к ответственности.
И, во-вторых, в договоре должен обязательно присутствовать пункт, обязывающий провайдера незамедлительно в одностороннем порядке его расторгнуть, если правоохранительные органы предъявят мотивированное письменное решение.
Эти законодательные инициативы уже внесены в Комитет Госдумы по безопасности.
Любой подобный запрет на распространение информации всегда вызывает подозрение, а не предпринимает ли милиция наступление на свободу слова?
В МВД России утверждают, что ни о какой цензуре речь не идет. Российское законодательство уже давно определило, какие сведения могут быть опубликованы в СМИ, какие - нет. Никто не запрещает гражданам остро критиковать любого представителя власти, высказывать свое критическое мнение по злободневным вопросам. Но за призывы, например, к убийствам, разжигание расовой и национальной ненависти, смакование детской порнографии полагаются конкретные статьи в УК. И то, что нельзя печатать в газете, говорить по радио и показывать по телевизору, должно быть запрещено, считают в МВД, и для Интернета.