Ответ на эти и многие другие вопросы дает постановление Пленума Верховного суда, которое опубликовано в "Российской газете". Он одинаково важен и для судей, и для граждан. Периодически в Верховном суде России собираются самые грамотные и опытные судьи на очень нужное мероприятие под названием - пленум. Цель таких регулярных сборов - посмотреть, как суды страны решают какую-то определенную категорию дел. На этот раз опытные судьи изучали, как их коллеги решали дела по четырем главам Особенной части кодекса об административных правонарушениях. Речь идет о главах, которые касаются нарушений правил дорожного движения, нарушений в предпринимательской деятельности, налоговых и таможенных нарушениях.
Что интересно в "водительском" разделе пленума? Во-первых, четко прописано, кого по нашим законам надо считать водителем. Оказывается, таковым будет любой гражданин за рулем вне зависимости, есть ли у него права или никогда не было. Кстати, ученика за рулем, даже севшего за баранку впервые, закон тоже относит к водителям.
А вот транспортным средством закон называет даже таратайку, если объем ее двигателя больше 50 кубических сантиметров. Так что ответственность у крутого "Мерседеса" и крошечной "Оки" совершенно одинакова.
Высший суд решил, что человек, у которого отняли права на один вид транспорта, предположим автомобиль, автоматически лишается и права водить трактор. Но есть исключения по возрасту. Так, молодых, которым еще нет восемнадцати лет, можно лишить права управления лишь тем транспортным средством, которое ему дали покататься или он взял сам.
А если прав водителя лишили дважды? Сначала у человека отняли права, потом он уже без прав совершил правонарушение и его снова лишили уже отнятых прав. Как считать общий срок? Оказывается, надо отмерять не со времени, когда второе решение вступило в законную силу, а со дня, следующего за днем окончания наказания, данного раньше.
Важно помнить, что протокол, который из ГИБДД ложится на стол судьи, должен учитывать ключевой момент. Если человека по протоколу обвиняют сразу в нескольких правонарушениях, то такая бумага обязательно вернется в милицию. У судьи должен быть отдельный документ с теми статьями, которые относятся исключительно к рассматриваемому делу.
О доказательстве нетрезвого состояния водителя в материалах пленума сказано особо. Главное - медицинское освидетельствование. Если в городе эту бумагу должен дать только врач, то на селе вполне подойдет документ и от фельдшера. Но допустимы и другие доказательства, кроме медицинской бумаги. Это могут быть и свидетели, и та же "трубочка". Но все это оформляется положенным образом, если ГИБДД хочет, чтобы дело прошло в суде.
Водитель может отказаться от освидетельствования медиками. И даже может привезти судье свой акт, как правило, о полной трезвости. Как поступать судье? Смотреть и проверять законность направления водителя к медикам, изучать обстоятельства отказа водителя, посчитать временной промежуток между остановкой автомобиля и водительской экспертизой.