По поручению президента рабочей группой под руководством советника президента по правовым вопросам Вениамина Яковлева к началу нынешнего года был подготовлен законопроект, общественность приступила к его обсуждению. В июле проект был внесен от имени президента в парламент и прошел первое чтение. Второе чтение в Госдуме планируется на нынешний месяц.
У проекта по-прежнему много критиков. По словам Вениамина Яковлева, в профильный комитет Госдумы передано уже около 300 поправок. Диапазон широк - от терминологии документа до полного его отрицания в структуре Гражданского кодекса. Такой позиции придерживается, в частности, известный юрист Михаил Федотов, выступивший в качестве эксперта Общественной палаты. По его мнению, Европа нас не поймет, Евросоюз не позволил Голландии включить в Гражданский кодекс положения об интеллектуальной собственности, в Германии этот раздел также регулируется отдельным законом. "Получено ли положительное заключение международных организаций на наш законопроект?" - поинтересовался Федотов у разработчиков документа.
Вениамин Яковлев не разделяет такой точки зрения. Непонятно, говорит он, почему кто-то должен диктовать, как нам совершенствовать свое законодательство. Утверждения, будто момент выбран неудачно - Россия вступает в ВТО, а это может повлиять, - вряд ли состоятельны. Вступаем уже много лет, причем тут ГК? Он только усиливает защиту прав в сфере творчества. Конечно, за рубежом могут найтись оппоненты, чьи заключения будут продиктованы политическими интересами, но нам все же предпочтительнее позиции специалистов в области права. Однако никто из зарубежных партнеров, а консультации были самые широкие, не высказал ни замечаний, ни упреков, что проект в чем-то противоречит нормам международного права.
По мнению советника министерства экономического развития и торговли Юрия Любимова, нервная реакция на законопроект объясняется просто. Его обсуждение велось методами журналистской полемики, а не серьезного юридического анализа. Отсюда - громкие заявления и даже письма в высшие инстанции. В министерстве собрали экспертные заключения и выделили 10 ключевых вопросов, которые тоже убеждают - закон нужен и пора его принимать. В их числе - определение объектов защиты, соблюдение баланса интересов автора и компании-правообладателя с учетом возможной авторской неудачи или задержки с исполнением, защита прав умерших авторов, неприкосновенность произведения и право на переработку и другие.
Вопросы, надо сказать, не праздные. Руководитель рабочей группы в Комитете Госдумы по законодательству Александр Маковский обеспокоен тем положением, которое сложилось и все более набирает силу в творческой среде. Вместо того чтобы создавать новые оригинальные произведения, некоторые авторы берут известные творения прошлых лет и делают из них нечто непристойное. "Паразитируют на том, что досталось от прежних поколений", - сказал Маковский. В этих условиях, считает он, надо защищать уже не право на переработку, а неприкосновенность нашего духовного наследия.
У Маковского есть своя версия, почему часть оппонентов хотела бы "похоронить" законопроект. По его свидетельству, большинство поправок, поступивших в Госдуму, направлено представителями бизнеса и в защиту интересов бизнеса. Например, отстаивают положение, что право на "служебные" произведения должно принадлежать исключительно работодателю. Речь идет, скажем, о том случае, когда телекомпания заказала сценарий или фильм целой творческой группе. Маковский же считает, что право владения надо вернуть автору.
Можно предположить, что версия заинтересованности бизнеса в более "либеральном" законе о защите интеллектуальной собственности не так далека от истины. Подтверждением может служить рынок, прорастающий на этом поле. По словам Юрия Любимова, пока он у нас в стране не очень емкий. Однако пример, приведенный Михаилом Федотовым, заставляет задуматься. Оборот этой индустрии в США, сказал он, составляет 500 миллиардов долларов. Насколько мы отстаем от Америки? Далеки, но догонять, судя по всему, будем. Деловые люди почувствовали запах больших денег и думают над тем, как обратить новый закон в свою пользу.
- Мы просили всех: кто может - помогайте или хотя бы не мешайте, - говорит Вениамин Яковлев. - Почти пятнадцать лет идет бесконечная проработка. Если не ввести в Гражданский кодекс статьи нового закона, нельзя качественно вершить правосудие, создаются условия для захвата собственности и других злоупотреблений. Закон пора принимать. От этого выиграют и авторы, и потребители духовных благ, и предприниматели, работающие в этой сфере.