16.11.2006 02:00
Общество

В Россию прилетел Мишель Легран

В Россию прилетел Мишель Легран
Текст:  Елена Шмелева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4223)
Читать на сайте RG.RU
74-летний виртуоз джазовой и классической фортепианной музыки, аранжировщик и композитор вошел в VIP-зал Шереметьева-2 так стремительно, как будто и не было вовсе двенадцатичасового перелета сначала из Канады в Америку, потом в Москву. За ним еле поспевала жена, подтянутая и улыбчивая Катрин Мишель. Расстегнул пуговицы дубленки, под которой оказался цыплячьего цвета свитер, почему-то наотрез отказался снимать шапку. Устроившись в кожаном кресле, щурясь от вспышки фотокамеры, произнес:

- Я с радостью приезжаю в Россию. В эту поездку запланировано два концерта - в Санкт-Петербурге и Москве. А ведь первый мой приезд на Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году был сопряжен со стрессом. Мы тогда играли джазовые композиции на огромной площадке в Ленинграде. Нас, студентов консерватории, насмерть запугали коммунистами, "железным занавесом", мы страшно волновались и поэтому очень старались. Под конец выступления, когда осталось только выйти на поклон, зрители вдруг сорвались с мест и повалили на сцену. Мы испугались и бросились бежать. Нас догнали и - давай обнимать. С тех пор я очень люблю русских. На самом деле я ценю ваш народ за вашу интеллигентность, образованность, доброжелательность. Когда я выступаю в некоторых концертных залах мира, у меня появляется ощущение, что меня слушает толпа. В России не так, мне внимают люди. И еще мне очень нравится ваш язык, он плавный, с такими неожиданными интонациями, словно песня. Я вообще себя чувствую немножко русским, потому что без ума от вашей еды - борща, соленых огурцов, жареной картошки и черной икры.

РГ | В этот раз вы будете исполнять только свои произведения?

Легран | Только свои. Конечно, я знаю вашу музыку, но не всю. Могу утверждать, что досконально - классическую. Особенно хороши произведения русской школы, созданные на рубеже XIX-XX веков.

РГ | В течение жизни ваши музыкальные вкусы менялись?

Легран | Я как-то об этом не задумывался, возможно, да. Но знаю точно одно: вкус к хорошей музыке у меня есть. Ведь я посвятил ей всю жизнь. Поверьте, ощущать себя рабом музыки - неизмеримое счастье. Когда я сочиняю - для кино ли, театра, оркестра, - для меня это всегда большое удовольствие. Кстати, иногда трехминутная композиция вызывает гораздо больше эмоций, нежели многочасовая симфония.

В последнее время, к моему глубокому сожалению, при создании музыки стали использовать электронную технику. Я - яростный защитник традиционных способов написания музыки.

РГ | В чем секрет шлягера?

Легран | Да нет никакого секрета. Никто и не знает, как создать настоящий хит. Многие пробуют, но терпят неудачу. Поверьте, это просто случай. И к такому повороту событий нельзя быть готовым. Даже иногда и талант не помогает. Все решает аудитория. А легкая музыка всегда будет популярной.

РГ | Вы автор музыки более чем к двумстам фильмам, среди них есть любимые?

Легран | Люблю все. Когда вкладываешь душу, каждый фильм становится как ребенок. Ну, как его после этого забыть! Я, кстати, очень интересуюсь и российским кино. Знаю, что в последнее время появилось много нового. Дружу с братьями Никитой Михалковым и Андроном Кончаловским. Вырос на фильмах Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского.

РГ | В России очень популярны "Шербурские зонтики", мелодии фильма часто звучат по радио...

Легран | Согласен, фильм удивительный. Впервые в истории кинематографа на экране герои не разговаривают, а только поют. Это была настоящая революция.

РГ | Вы тогда были влюблены? Это чувствуется по музыке.

- А вот это вас не касается, - сказал жестко Легран, взглянул на жену и неожиданно подмигнул.

РГ | Песни на вашу музыку исполняли великие Эдит Пиаф, Мирей Матье, Барбра Стрейзанд, Морис Шевалье и многие другие. С кем лучше работалось?

Легран | Это очень талантливые исполнители. И общение с ними - большая удача. Впрочем, с другими я и не работаю. Мы всегда прекрасно понимали друг друга с Барброй Стрейзанд. Удивительная певица. Много и с удовольствием до сих пор выступаю с Шарлем Азнавуром. Между прочим, у нас с ним одни корни - он армянин, и мой дед тоже был армянином, сбежавшим в 1915 году от геноцида в Европу. Вы только взгляните на мои брови, они ведь точь-в-точь азнавуровские.

Напоследок Легран признался, что чувствует себя счастливым человеком.

- Для меня счастье - творить со страстью. Вся известная музыка была создана исключительно под знаком этого всепоглощающего, испепеляющего чувства.

Справка "РГ"

Мировую славу Мишелю Леграну принесла музыка к фильмам "Шербурские зонтики" (первый "Оскар"), "Девушки из Рошфора", "Лето 1942 года" (второй "Оскар"). Записал джазовые и симфоджазовые альбомы с Диззи Гиллеспи (1952), Майлзом Дэвисом, Беном Уэбстером (1958), позже со Стэном Гетцем (1971), Сарой Воэн (1972), Филом Вудсом (1975), Стефаном Граппелли (1992), Артуро Сандовалем (1993). К числу его проектов относится телефильм Le Grand Piano c одновременной игрой восьмерых разностильных пианистов и с участием Рэя Чарльза (1983).

Как джазовый исполнитель появлялся в составе трио на европейских джазовых фестивалях, импровизируя, как правило, на темы своих песен. Главные хиты - Once Upon A Summertime, I Will Wait For You, Watch What Happens.

Образ жизни Музыка