Об этом во вторник вечером сообщил министр экономического развития и торговли Герман Греф, уточнив, правда, что произойдет это не раньше чем через 4-5 лет. Зато у граждан уже сейчас есть возможность покупать иномарки российского производства, которые иностранные компании сегодня производят в режиме льготной промышленной сборки.
Напомним, что, благодаря таможенным и налоговым послаблениям, которые дает режим промсборки, за 3 года в России обосновались 9 мировых автогигантов. Автозаводы с известными брендами либо создали, либо находятся в процессе создания собственных сборочных конвейеров в России. На подходе, по словам Грефа, как минимум еще 7 соглашений с инвесторами по льготному режиму промсборки. Такие соглашения, сказал он, Россия намерена заключать до середины следующего года, то есть до момента ратификации Госдумой соглашения о вступлении России в ВТО. Более того, заметил Греф, правительство не станет впоследствии отказываться от новых соглашений. Только приведет их в соответствие с правилами ВТО. А это означает, что налоговых и таможенных преференций все же не будет. При этом, подчеркнул Герман Греф, соглашения с иностранными производителями, которые Россия заключила до вступления в ВТО, будут действовать до окончания их срока действия, то есть от 10 до 25 лет.
По данным минпромэнерго, сегодня иностранные компании собирают у нас почти 200 тысяч иномарок в год. А по прогнозу заместителя главы минэкономразвития Кирилла Андросова, к 2010 году в рамках уже заключенных соглашений будет производиться до миллиона новых автомашин, что соизмеримо с сегодняшним объемом производства в России. Объемы инвестиций по уже заключенным соглашениям с иностранцами составляют 2 млрд. долларов. И это только по сборке автомобилей, то есть без учета производства автокомпонентов.
Что касается нового совместного приказа минпромэнерго, минэкономразвития и минфина о распространении режима промышленной сборки на производство автокомплектующих, который сегодня " РГ" публикует на стр. 18, то, как сообщили "РГ" в пресс- службе минпромэнерго, он позволит привлечь в Россию десятки западных производителей. Основная проблема российского автопрома - низкое качество автокомпонентов. Международным стандартам качества соответствуют менее 5 процентов из 2000 отечественных поставщиков. Предприятия, которые получат льготы, через 18, 24, 42 и 54 месяца должны будут сократить ввоз автокомпонентов. Соответственно в течение 7 лет агрегаты для иномарок полностью станут "российскими".
16 ноября в минпромэнерго начался прием заявок на льготы промышленной сборки автокомпонентов. Между тем, независимые эксперты предупреждают, что, открывая дорогу западным производителям, "льготный режим" ухудшит положение отечественного бизнеса. Для них останется только одно - создавать совместные предприятия с иностранцами. При этом западных коллег интересовать будут лишь свободные производственные площади российских заводов.
Справка "РГ"
Доля иномарок составляет 21,5 процента от всех легковых машин в стране. В первом полугодии продажа отечественных по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилась более чем на 5 процентов, а объемы продаж иномарок зарубежной сборки возросли с 26 до 33,8 процента, а иномарок, собранных в России, - с 9 до 12 процентов.