По сути это первый приказ в череде еще как минимум четырех о создании новой профессии в России: экспертов-техников. Он определяет условия и порядок аттестации экспертов, которые будут оценивать ущерб, нанесенный автомобилям в ДТП. Также в нем представлены требования, которым эти эксперты должны соответствовать.
Сейчас как таковой профессии эксперт-техник не существует. Есть люди, работающие в этой области. Многие из них действительно профессионалы с огромным опытом. Попадаются и мошенники, встречаются и те, кто, воспользовавшись пробелом в законодательстве (с недавнего времени сей вид деятельности не подлежит лицензированию), просто зашибал деньгу на якобы экспертной оценке. Огромное количество скандалов и судебных процессов связано с тем, что ущерб недооценен. В большинстве случаев бороться с этим можно было только в суде. Ведь страховая компания доверяет тому, кому предоставляет полномочия оценки ущерба. Впрочем, многие из этих процессов были решены в пользу пострадавших. И тут страховщики пеняли на то, что нет института экспертов-техников, нет их государственного реестра, в конце концов, попросту нет единой для всех методики оценки ущерба.
Приказ, который мы сегодня публикуем, это первый шаг в создании вышеназванного института. Теперь претендующие на высокое звание экспертов-техников должны быть в обязательном порядке аттестованы. Проблема в следующем: аттестовывать их должна Межведомственная аттестационная комиссия (МАК), в которую должны входить представители минтранса, МВД, минюста и минздравсоцразвития. Комиссия будет создана отдельным приказом. Когда появится этот приказ - пока неизвестно.
Эксперты-техники будут занесены в государственный реестр. Этот реестр пока тоже не создан. Но когда появится МАК и появятся аттестованные эксперты, то он наверняка будет создан. И еще один момент: на сегодняшний день оценка ущерба автотранспорта проводится по меньшей мере по четырем различным методикам. Нельзя сказать, что какая-то из них неправильная. Просто нет единой. И это камень преткновения в отношении страховщиков и страхователей, именно по этому вопросу разгорается больше всего споров: почему моя машина оценена так, а не иначе. Как предполагают страховщики, единая методика должна быть разработана к концу этого года. Можно надеяться, что в следующем году она будет принята, и тогда споры о том, правильно ли оценили ущерб, сойдут на нет. Ведь оценивать будут аттестованные эксперты по единым методикам...