По данным УБОПа при ГУВД Новосибирской области, преступники превращают в "воздушные" прежде всего дорогие европейские машины таких марок, как "Мерседес", "БМВ", "Лексус", "Фольксваген". Годы выпуска – 2002-2006, стоимость – свыше 30 тысяч долларов. Часть машин попадают в Россию контрабандой, часть – похищается уже на территории страны. После угона на таком автомобиле перебивают номера на кузове и двигателе, затем его снабжают поддельными госномерами и документами, тем самым легализуя, и продают. Причем, как утверждают в УБОПе, продают по цене в три-четыре раза ниже рыночной – то есть покупатель в принципе понимает, что машина "нечистая", однако не может устоять перед соблазном дешево купить престижное авто.
- Легализация похищенного автотранспорта – бич всех российских мегаполисов, - заявил замначальника УБОПа Вячеслав Певнев. – Это масштабная проблема: из 70 автомобилей, которые мы проверили за три дня, 21 оказался "воздушным". Причем объектом нашего интереса стали пока только машины с номерами других регионов – Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Кемерова ... Чаще всего их владельцы ездят по рукописной доверенности и объясняют, что приобрели машину в Москве, а заняться ее оформлением в Новосибирске просто не успели. Так это или нет – выяснится в ходе следствия. Опасность "воздушных" автомобилей в том, что их можно легко использовать для различных преступлений, - даже если очевидцы запомнят марку машины, в дальнейшем ее все равно не удастся найти, этого автомобиля как бы не существует в природе.
21 четырехколесная "невидимка" – 21 уголовное дело по 327-й статье УК РФ, "подделка документов". По словам Вячеслава Певнева, в ближайшее время будут задержаны подозреваемые, причем уже ясно, что речь идет о межрегиональной группе с четким распределением ролей. Так, на одной из новосибирских СТО обнаружено сразу пять автомобилей с поддельными номерами: один из них несколько дней назад был угнан в Томске. Там же были найдены приспособления для перебивки номеров, а также более 200 двигателей иностранного производства, законность ввоза которых в страну сейчас проверяет таможня. Кроме того, очевидно, что участники группы имели доступ к базам данных ГИБДД разных регионов. К примеру, в Санкт-Петербурге зарегистрирован "Мерседес" зеленого цвета – а в Новосибирске с такими же госномерами ездит еще один зеленый "Мерседес", но при более тщательной проверке выясняется, что у него другой номер кузова и другой владелец.
- Проверка автомобилей, якобы зарегистрированных в других регионах, занимает не один час и требует четкой взаимосвязи разных служб, - заявил Вячеслав Певнев. – Этим и объясняется, что преступники чаще всего используют госномера других областей – в надежде на халатность проверяющих.
С уже изъятыми авто будут работать криминалисты, пытаясь установить их первоначальный номер. Затем их ждет процедура легализации через суд. В УБОПе заявляют, что интересы так называемых добросовестных приобретателей будут учитываться, но не исключено, что часть машин обратят в доход государства.