Прошло три года, с тех пор как вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. И пора подвести некоторые итоги.
Сегодня, по данным руководителя представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в СФО Владимира Голубкова, полисами "автогражданки" охвачено около 95 процентов транспортных средств, эксплуатирующихся в регионе. Несознательных граждан осталось очень мало. В Сибири действует порядка 3,5 миллиона договоров ОСАГО, сборы по ним составили около 3,3 миллиарда рублей, а выплаты - немногим менее 2 миллиардов. В целом, по словам Владимира Голубкова, ежегодно сумма взносов растет на 5 процентов, автопарк - на 8 процентов, а выплаты - аж на 30. Причиной такого скачка выплат в последние годы он назвал, во-первых, инфляцию, а во-вторых, рост числа обращений пострадавших в ДТП к авторизованным сервисным станциям, где стоимость ремонта автомобилей существенно выше, чем на обычных СТО или "у знакомых в гараже". Кроме того, многие автосервисные мастерские переходят из "теневой" сферы на легальную работу и соответственно увеличивают расценки на свои услуги.
В связи с этим страховщики жалуются на рост убыточности "автогражданки". Сейчас в этом виде страхования, по их словам, она достигла 70 процентов. "Думаем, уровень убыточности дойдет до 90 процентов, и надеемся, что на этом остановится", - прогнозируют специалисты РСА.
Кстати, оказалось, что самым убыточным видом транспорта по ОСАГО являются троллейбусы (уровень выплат по ним - порядка 200 процентов), а наименее - мотоциклы и мотороллеры (около 23,5 процента). Средняя сумма выплаты по ОСАГО в настоящее время составляет 24,5 тысячи рублей.
Одна из наиболее острых тем - взаимоотношения между страховыми компаниями и их клиентами, попавшими в ДТП. С одной стороны, у автовладельцев складывается ощущение, что страховщики всеми правдами и неправдами стараются отказать в выплате, уменьшить сумму или хотя бы оттянуть ее срок. С другой - страховые компании сетуют на непрекращающийся рост мошенничеств, связанных с инсценировкой дорожных аварий, поэтому им приходится тщательно проверять каждый случай. В итоге многие дела доходят до суда, который и выносит решение. И если он все-таки обязывает страховщика произвести выплату, то у законопослушного автомобилиста, который вынужден был мучительно долго этого добиваться, возникает подозрение в недобросовестности компании, продавшей ему полис.
Осложняет ситуацию и отсутствие единой базы застрахованных автомобилей, содержащей всю информацию об участниках ДТП, в том числе фотоматериалы. "Это позволило бы ликвидировать такие случаи, когда человек, став виновником аварии и получив выплату, приходит в другую компанию, заявляет, что ранее нигде не страховался, и за него снова платят", - считает Владимир Голубков. Увы, появиться такая база, по его мнению, может не раньше 2008 года.
Впрочем, некоторый успешный опыт борьбы с "автогражданскими" жуликами в Новосибирске уже есть. Так, в феврале этого года несколько крупных страховых компаний обменялись данными о машинах, пострадавших в ДТП, и в результате было заведено около двух десятков уголовных дел по признакам мошенничества автовладельцев.
Еще одна проблема в ОСАГО - отсутствие единой методики проведением технической экспертизы. В результате разница в оценке одного и того же повреждения может быть весьма существенной: один эксперт посчитает, что покраска капота требует 1,5 часа работы, другой - 5 часов. Умножаем на стоимость нормочаса и получаем совершенно разные суммы. Чтобы избежать противостояния экспертов и страховщиков, РСА начал проводить добровольную аккредитацию автоэкспертов. В настоящее время ее прошли около 400 специалистов, в том числе в Сибири - порядка 40.
Естественно, не остались без внимания страховщиков и ноябрьские поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые вводят понижающие и повышающие коэффициенты при заключении нового договора страхования в случае смены владельцем своего авто. Теперь эти коэффициенты учитываются по всем лицам, указанным в договоре ОСАГО, на протяжении всей их страховой истории и вне зависимости от использования конкретного транспортного средства, в том числе при смене автомобиля. Владимир Голубков расценил эти поправки как невыгодные для страховщиков: новые бонусы ведут к уменьшению сумм страховых премий, а это увеличит убыточность ОСАГО. Кроме того, хотя водителей нововведения будут стимулировать к аккуратной езде, но доставят им некоторые неудобства. В частности, если автовладелец успел сменить несколько машин или несколько страховых компаний, ему придется побегать по страховщикам, собирая справки об отсутствии страховых случаев в течение срока действия полисов.