Ужесточать санкции в отношении нарушителей Правил дорожного движения будут после Нового года.
Депутаты решили перенести первые слушания по законопроекту о внесении изменений в так называемую "водительскую" 12-ю главу Кодекса об административных правонарушениях на январь. По всей видимости, сделано это с тем, чтобы не портить новогоднего настроения россиянам. Да и самим депутатам просто не успеть до каникул заслушать все предлагаемые изменения. А их немало. В законопроекте, внесенном депутатами Владимиром Плигиным и Александром Москальцом, около 70 новаций. Да еще наряду с этим проектом планируется рассмотреть и 15 альтернативных. Работа предстоит не из легких.
Надо сказать, что все предлагаемые изменения не облегчат жизнь водителю. Помимо увеличения ответственности планируется ввести санкции за систематические нарушения, довольно серьезно расширить полномочия инспекторов.
И хотя этот законопроект довольно давно ждет своего часа, мало кто из простых водителей знает, что в нем предлагается. Мы решили познакомить читателя с некоторыми его пунктами. А так как в обоснование многих санкций авторы зачастую приводят опыт цивилизованных стран, мы решили последовать их примеру.
Законопроект с подобным увеличением ответственности водителя дойдет до первого чтения в Госдуме. Уже ко второму чтению практически наверняка законопроект будет несколько подкорректирован. Возможно, что он будет изменен до неузнаваемости.
Штрафы увеличат
В первую очередь предлагается увеличить штрафы. С точки зрения правоприменителя, сегодняшние штрафы неоправданно малы по отношению к опасности от тех или иных нарушений. По сравнению с тем моментом, когда принимался ныне действующий кодекс, они уже не несут той нагрузки. Тогда "штрафной" МРОТ был равен 100 рублям, а реальный МРОТ составлял 200 рублей. Сегодня штраф тот же, а МРОТ уже более тысячи рублей. Соответственно штрафы 50 и 100 рублей - уже ничто.
Поэтому законодатель предлагает установить более высокие штрафы, но в тех же нормах закона. То есть административное взыскание не может быть более 25 МРОТ.
Обсуждается вопрос о возвращении к старой так называемой балльной системе. Когда при наборе в течение года определенного количества баллов за совершенные правонарушения наступала повышенная ответственность.
На дороги вернут наличные
В новом году может появиться еще одно "хорошо забытое старое". Законопроектом предлагается вернуть взимание штрафа в виде наличных денег.
В МВД напоминают, что сегодня инспектор ГАИ - единственный из всех правоприменителей, который не имеет права это делать. И что в свое время предложение отлучить инспектора от наличных исходило непосредственно от этого ведомства. Но, по мнению разработчиков законопроекта, на пользу это никому не пошло. В первую очередь пострадало государство: граждане попросту не платят мелкие штрафы, а судебные приставы их не взыскивают из-за малой величины. А если учесть, что мелкие штрафы - это примерно 75 процентов всех случаев наложения взыскания, то недостача средств в местные бюджеты весьма приличная.
С другой стороны, уверены в МВД, нынешняя ситуация чревата проблемами и для гражданина. Ему надо ехать в Сбербанк, стоять в очереди, а потом еще предъявлять квитанцию в том подразделении, которое штраф выписало... А так расплатился на месте нарушения - и порядок, поехал дальше.
- Для нас такой подход - дополнительная нагрузка: ведь это принятие наличных, сдача, отчеты, финансовые взаимоотношения, - говорит начальник управления Департамента безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин. - Потому мы от этой инициативы не в восторге, но деваться некуда. Штрафы должны собираться, обеспечивая неотвратимость наказания.