Интересно, что декабрь сохраняет состояние интриги на автомобильном рынке. Дело в том, что если, по оценкам экспертов, дилеры будут способны реализовать на 14 тысяч больше автомобилей иностранного производства, то впервые общее количество проданных за год иномарок превысит 1 миллион штук. Учитывая тот факт, что обычно последний месяц года является наиболее успешным с точки зрения продаж, знаковая высота скорее всего будет взята. Опыт положительного влияния на потенциальных покупателей объявления "сезона скидок" вполне может этому способствовать.
Перспективы же исконно отечественного автопрома весьма неопределенны. Однако налицо общая неутешительная для российских марок тенденция. Если в 2005 году российские автомобили занимали до двух третей рынка, то в этом всех "Лад", "Волг" и "УАЗов" будет продано приблизительно столько же, сколько и автомобилей иностранного производства. При этом, как уже говорилось, рынок заграничных автомобилей вырос на 63 процента, а весь российский автомобильный рынок в целом - всего на 11 процентов. Понятно, что точно не за счет старого российского автопрома.
Причин изменения предпочтений россиян несколько. Во-первых, постепенно повышается общий уровень жизни населения. Неуклонный рост средней зарплаты, которая сегодня по России составляет больше 10 тысяч рублей, а в крупных городах превышает 20 тысяч рублей, позволяет автолюбителям рассматривать в качестве транспортного средства не только изделия отечественной автомобильной промышленности, но и иномарки.
Большое подспорье росту интереса к иномаркам оказывают и многочисленные кредитные программы, предлагаемые сегодня банками. Следует отметить, что сегодня больше 30 процентов всех автомобилей приобретается в кредит, причем срок кредитования имеет тенденцию к увеличению. Если раньше даже под залог автотранспортного средства банк выдавал деньги на срок максимум до 3 лет, то сегодня не редкость кредиты на 5 лет. Соответственно для заемщика это является привлекательным, так как хотя общая сумма выплат с учетом процентов и становится больше, но ежемесячный платеж уменьшается и не становится обременительным для кошелька. Снижаются и проценты. Зачастую получается, что при субсидировании продаж какого-либо автомобиля стоимость кредита составляет до 5-7 процентов, а величина первоначального взноса либо невелика, либо вообще стремится к нулю.
Практически любая иномарка технологически выше отечественного автомобиля. Во-первых, из-за того, что в основе российских автомобилей зачастую лежат разработки более чем десятилетней давности. Во-вторых, иностранные автомобили обладают большим набором комфортных опций, что также становится немаловажным фактором при выборе.
Ну и цены. Сегодня цены на топовые модели российских автомобилей приблизились (а в некоторых случаях и превысили) к ценам на иномарки низшего сегмента. При прочих равных последние являются менее обременительным для кошелька приобретением, поэтому завоевывают среди потенциальных автолюбителей все большую популярность.
"Темпы роста рынка, которые мы наблюдали в последние годы, и ключевые факторы, которые определяют этот рост, позволяют нам прогнозировать общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году в размере не менее 2,6 миллиона штук в год, а в денежном выражении - более 30 миллиардов долларов", - заявил замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго России Виктор Семенов.
"Рост рыночной доли импортных автомобилей наблюдается в секторе 15-20 тысяч долларов, где отечественный производитель почти не представлен", - подчеркнул замдиректора департамента. Очевидно, что большая часть массового спроса сосредоточена в нижнем ценовом сегменте, где работает одно из ведущих предприятий отрасли ОАО "АвтоВАЗ", производство которого за одиннадцать месяцев текущего года (703 374 автомобиля) на семь процентов превысило прошлогодние показатели. К тому же анализ структуры возрастающего импорта позволяет отметить, что достаточно существенно уменьшилась доля подержанных импортных автомобилей.
Между тем
Объем производства автомобильной техники за одиннадцать месяцев текущего года составил 1 368 933 штуки, что на 11,9 процента превышает аналогичный период прошлого года. В том числе было произведено 1 072 042 легковых автомобиля (рост - 11 процентов). Из них 245 547 (рост - 74 процента) было произведено на предприятиях, работающих в режиме промышленной сборки. Грузовых автомобилей было выпущено 226 243 штуки (рост - 19 процентов), автобусов - 70 648 штук (рост - 5,8 процента).