А ну-ка, убери свой партбилет
Люди хотят быть собственниками - вот что можно заключить, проглядев еще раз новостные ленты уходящего года. И еще люди хотят, чтобы их право быть собственником уважали все - государство, политики, соседи по лестничной клетке. Сразу три стихийно возникших сообщества - владельцы праворульных автомобилей, обманутые участники долевого строительства и собственники частных домов на окраинах крупных городов - продемонстрировали в 2006 году невиданный уровень самосознания гражданского общества.
Почему эти трое? Ответ очень простой: они собирались стихийно, добровольно организовывались, искали сторонников через Интернет, легко находили контакт с прессой, не боялись бороться за свои интересы в суде, а политиков - в лучшем случае терпели, тщательно следя, чтобы на их бедах никто не зарабатывал себе репутацию "народного заступника".
Удивительно, но никто из них не ставил себе целью борьбу за власть. Все, чего добивались автовладельцы и несостоявшиеся жильцы, - это соблюдения социального контракта с властью. Но зато соблюдать этот контракт граждане теперь требуют самым тщательным образом, не пропуская ни одного пункта, ни одной запятой.
Каждый правый - за общее право
Надо честно признаться - бороться за свои драгоценные автомобили с правым рулем владельцы начали не год назад, а еще весной 2005-го. Даже сайт народного движения автомобилистов "Свобода выбора" называется по дате первой акции - 19 мая 2005 года. Но самых значительных успехов "правые" автовладельцы сумели добиться именно в минувшем году. История Олега Щербинского, оправданного Алтайским краевым судом водителя и в марте отправившегося домой из-за решетки, особенно показательна. Все началось со стихийного протеста общества против чиновников (пусть даже и таких всенародно любимых, как трагически погибший в аварии с участием водителя Щербинского губернатор Михаил Евдокимов), которые позволяют себе нарушать правила дорожного движения, рисковать не только своей, но и чужой жизнью, прикрываясь служебными привилегиями. Первыми спохватились местные коммунисты - им позволили участвовать в акциях только при условии, что свою партийную принадлежность они скрывают. А уж "Единая Россия" поддержала Щербинского тогда, когда исход его судебного процесса был вполне предсказуем. Всего за полтора месяца до этого автомобилисты своей январской акцией продемонстрировали, что введение новых правил ПДД (среди прочих там был пункт о запрете на красные сигналы-поворотники) - ошибка. И правила отложили.
К осени, когда один из сенаторов (бывший глава ГАИ РФ) Владимир Федоров неосторожно обмолвился о намерении ужесточить правила движения, интернет-сайт движения уже начал реально действовать как юрконсультация, служба психологической поддержки и мобилизационная команда одновременно. Автовладельцы деятельно советовались, как решить дорожную проблему на трассе в Якутии, где из-за плохого дорожного покрытия в чудовищной пробке застряли почти на трое суток десятки машин и пассажиров. Воронежцы рассказывали о трагическом происшествии, когда пьяный владелец джипа, задавив троих молодых людей, изо всех сил пытается избежать наказания. И не просто плакались друг другу - реально координировали свои усилия.
Результат налицо: намеченная на 16 декабря акция праворульщиков против законопроекта "О дорожном движении" прошла в 43 городах. Ограничений на ввоз и эксплуатацию праворульных автомобилей, пообещал за пару дней до акции Федоров, в законопроекте не будет. И это не конец: теперь автовладельцы пишут письмо в ВТО (требуют не запрещать ввоз праворульных машин в Россию) и даже нашли способ привлечь внимание водителя номер один в РФ. Сторонники "правых" автомобилей обсуждают в Интернете возможность скинуться на "правильный" автомобиль для президента РФ. И если сначала речь шла о 100-150 рублях, то теперь уже взносы выросли до 1500 рублей. Правда, никак не договорятся насчет подходящей марки автомобиля, так что придется пока президенту подарка подождать.
Голод не тетка, в долю не возьмешь
Про несчастных участников рынка долевого строительства в России знают все. Просто невозможно было не узнать о людях, которые с лета реально продемонстрировали, как серьезно они собираются бороться за свои права. Напомним, что только "Социальная инициатива" затронула около двух десятков регионов: помимо Подмосковья, пострадали от мошенников-застройщиков жители Твери, Воронежа, Орла, Тамбова, Оренбурга. Всего, по данным минрегиона, есть около 300 проблемных объектов в 40 регионах. Обманутые дольщики стояли на митингах и в пикетах у Белого дома, чуть ли не пинками отгоняя от себя партийцев - дольщики хотели разговаривать с конкретными людьми, решающими конкретные проблемы. Даже с "единороссами" и членом Общественной палаты Анатолием Кучереной дольщики стали разговаривать много позднее. В итоге они добились встречи с главой минрегиона Владимиром Яковлевым, заставили власть создать рабочую группу по решению их проблем с участием законодателей. При этом самые активные вспомнили советский опыт комсомольских строек и пошли сами достраивать брошенные дома. Но и те, чьи права оказались совершенно незащищенными (объект замер на стадии фундамента, или квартира была продана несколько раз и ее подлинного владельца теперь не установить), не сдались - они пошли голодать в новостройки, блокируя своими телами собственность надувших их компаний. Проблема пока не решена: пусть отдельные собственники жилья и получили квартиры, но далеко не всем регионам по карману решить ситуацию своими силами. Правда, самое странное заключается в том, что долевые договоры продолжают заключать. Так, по данным ФРС, только в Москве в первые полгода 2006 года нашлось около 500 желающих, заключивших подобные договоры о долевом участии.
"Родину за квартиру не продам!"
Именно жильцы московской окраины Бутово продемонстрировали в минувшем году чиновникам, что такое капитализм. Столичные власти могли сколько угодно твердить о необходимости жертвовать личным имуществом ради благ города. 80 семей в Южном Бутово хорошо понимали, сколько на самом деле стоит квадратный метр земли в Москве. Июньское противостояние между местными жителями и приставами в этом далеком от центра районе Москвы при активном участии столичной прессы прогремело на всю страну. Дело даже не в том, сколько квадратных метров удалось отбить семье Прокофьевых (хотя они и получили еще одну однокомнатную квартиру). Важно, что во многих других городах, взбудораженные к тому же необходимостью создавать ТСЖ, жильцы начали осознавать, что имеют полное право потребовать от местных властей уважать в себе собственника. В итоге столичный первый вице-мэр Владимир Ресин, выступая на заседании в Общественной палате, пообещал, что земля, на которой стоят расселяемые частные домики, будет оценена по рыночной стоимости. Была названа и сумма - 7-8 тысяч долларов за сотку.
К 2007 году все упомянутые группы готовы продолжить свою деятельность "на благо гражданского общества". Поддержку в этом им уже пообещала Общественная палата РФ.