Всем детям — по мягкому месту
О новом законе стало известно еще в начале прошлого года — постановление датировано 28 февраля 2006 года, правда с оговоркой, что «не применяется до 1 января 2007 года». Однако многие узнали о нововведении лишь под новый год, да и сама формулировка постановления настолько туманна, что в сознании большинства зафиксировался лишь тот момент, что для перевозки детей отныне необходимы автокресла. Это и стало основным камнем преткновения. Большинство увидело в этом лишь очередное обременение для своего кошелька, совершено забыв о том, что всем пассажирам, тем более, маленьким, должна быть обеспечена безопасность.
Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Изделия советского автопрома начисто лишены тех опций, которые обеспечивают пассивную безопасность. И многие настолько к этому привыкли, что те же подушки на иномарках рассматриваются как очередной «наворот», а не жизненно важная необходимость. Недаром дилеры иностранных производителей говорят, что только россияне предпочитают опциям, обеспечивающим безопасность, те, которые повышают комфорт. Уж таков, видимо, русский характер — «бог не выдаст, свинья не съест».
— Я просто в шоке от того, насколько люди халатно относятся к своей жизни, — говорит Вадим Снегов, автомобилист с 15-ти летним стажем. — Но даже если людям безразлична своя безопасность, как можно так наплевательски относиться к своим детям. Неужели людям непонятно, что ребенка нужно перевозить по-особому. Это не взрослый человек, который может при ударе сгруппироваться или предпринять какие-то меры. За границей в голову никому не придет выезжать с ребенком без автокресла. И я только рад, что тех автовладельцев, которые сами не в состоянии понять, что маленький пассажир должен быть в безопасности, теперь обязали делать это в законодательном порядке.
И все же большинство нижегородских автомобилистов пока не готовы перестроить свое сознание. Последние несколько месяцев ушедшего года на всех интернет-форумах бушевали страсти по поводу грядущих изменений в правилах дорожного движения. И согласно опросам, большинство намерено купить самые дешевые кресла, что называется, для галочки. А аргументы сторонников безопасности о том, что дешевая подделка вряд ли сможет полноценно выполнять свою миссию, многим кажется надуманными.
— У меня маленький ребенок и жена не работает, — рассуждает Игорь Катков, — и мы просто не можем себе позволить купить автокресло. Ребенка мы возим редко, в поликлинику или в гости, что страшного, если жена подержит его на руках? Неужели будет лучше, если я куплю какой-нибудь китайский ширпотреб, который мне по карману, но который не обеспечит ту пресловутую безопасность?
Действительно, хорошие кресла стоят от 6 до 15 тысяч рублей, что для многих является немалой суммой. Те, что попроще — от 2 тысяч рублей. О том, насколько они качественны, можно только гадать, и дай бог, чтобы никому не пришлось проверить это на практике. Но спросом пользуются и те, и другие. По словам Ольги Колесовой, консультанта одного из детских торговых центров, ажиотаж на детские сидения начался еще прошлой весной, когда автовладельцы узнали о грядущем законе, и наблюдается до сих пор.
Те же, кто пока не приобрел детские кресла, нервничают, гадают, каковы будут наказания, и продолжают активно возмущаться новым законом. Правда, пока одни ломали копья, обсуждая нововведение, другие просто внимательно изучили постановление. И оказалось, что вся буря в стакане воды — следствие того, что люди слышали звон, да не знали, где он. На самом деле в новых правилах говорится, что детей до 12 лет нужно перевозить «с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, за исключением перевозки детей указанного возраста на переднем сиденье легкового автомобиля». Формулировка достаточно туманная, но уже понятно, что речь идет не только о введении автокресел. Как пояснили в областном ГИБДД, если подросший ребенок едет на заднем сидении, то он может быть пристегнут ремнем безопасности. Главное — чтобы он шел не через шею ребенка, а по грудной клетке. Если роста ребенка не хватает, можно посадить его на специальную подкладку (стоит от 1200 рублей), обычную подушку или сложенное одеяло.
Что же делать тем, конструкция машины которых не предусматривает наличие задних ремней безопасности? В ГИБДД заверили, что штрафовать за непристегнутого ребенка не будут. В остальных случаях за перевозку ребенка, который не обеспечен мерами безопасности, дорожные стражи возьмут сто рублей.
Фиксируют пока лишь в дневнике
Нововведение в правилах дорожного движения, обязывающее возить детей в автомобиле с помощью фиксирующих устройств, большинство кировских водителей проигнорировало.
Никакого бума на детские кресла либо другие подобные устройства в кировских магазинах автоаксессуаров накануне Нового года не было. Мало того, найти подобный товар в торговых точках оказалось невозможно. Как говорят некоторые продавцы, они были вынуждены отказаться от поставок кресел ввиду отсутствия спроса, хотя первоначально ожидали ажиотаж.
В пресс-службе Управления ГИБДД УВД Кировской области сообщили, что пока они не располагают данными, сколько водителей было оштрафовано в праздничные дни за нарушение данного пункта правил, но есть другая статистика — во время рождественских каникул уже произошло 9 ДТП с участием детей, и в 5 случаях они находились в автомобиле.
В то же время сотрудники кировской ГИБДД решили по-своему обеспечить безопасность детей-пешеходов. Они придумали нововведение с целью профилактики нарушений ими правил дорожного движения. Административная ответственность наступает с 16 лет, и штраф детям не выписать, а только в минувшем году более сотни ДТП на улицах областного центра произошло именно с их участием. Теперь при нарушении школьником правил дорожного движения сотрудник ГИБДД заполняет бланк с сообщением о нарушении, который отправляется в школу. А в дневнике нарушителя появляется особая наклейка, чтобы родители обязательно узнали о проступке своего чада. Насколько нововведение окажется действенной мерой, станет ясно уже в ближайшее время.
Между тем
Статистика свидетельствует о снижении количества ДТП с участием несовершеннолетних на дорогах Нижегородской области. Так, в 1992 году на дорогах региона погибло 72 ребенка, в 1993 погибших было 68, в 2004 — порядка 30. В минувшем году погибло 24 несовершеннолетних. При этом если удельный вес ДТП с несовершеннолетними в 1992 году был 13,7 процента от общего числа происшествий, то в прошлом году этот процент снизился до десяти.